Истинно детских поэтов в России очень мало. Наверное, потому, что здесь и талант особый нужен, и состояние души, и редко встречающееся умение взрослого человека быть своим в мире ребенка.
Но как раз одним из таких настоящих детских поэтов, сполна обладавшим всеми названными качествами, и был Александр Михайлович Береснев. Не случайно самое теплое отношение к творчеству своему встречал он со стороны Агнии Барто, Сергея Михалкова, Елизаветы Стюарт, Елены Благининой и некоторых, других корифеев отечественной детской литературы. А вот нормальное закрепление его литературно-цехового, так сказать, статуса при жизни поэта, увы, не состоялось: Александра Береснева, автора более десятка детских книжек, изданных в Москве, Кемерово, Новосибирске, в Союз писателей почему-то не приняли.
Судьба вообще не очень его баловала. Родился он 29 января 1936 года в городе Тогучин Новосибирской области, а в возрасте двух лет вместе с семьёй переехал в поселок Промышленная Кемеровской области, где и вырос. Ему пришлось сполна хватить лиха военных лет. Да и потом жил он, преследуемый семейно-бытовыми неурядицами, нелегко. Однако это не помешало ему, ступив однажды на тернистый литературный путь, пройти его до конца, не свернув, не соблазнившись чем-то более легким и выгодным. Закончив Московский полиграфический институт, он затем много лет отдает журналистике, работая в различных газетах Кузбасса и Новосибирска, а также редакторской деятельности в книжных издательствах. Ну а в свободное от добывания хлеба насущного время пишет стихи.
На Кемеровском семинаре молодых литераторов 1966 года, куда пришел он с первыми пробами пера, стихи Александра Береснева были замечены, и ему всерьез посоветовали заняться детской поэзией. Совету молодой поэт внял, и с тех пор его адресованные малышам стихотворения все чаще появляются на страницах прессы, звучат по радио и постепенно начинают складываться в первые книжки, которые сразу же завоевывают признание юной читательской аудитории. (Во всяком случае, книги его на прилавках не залеживались никогда).
В чем же причина такого успеха? Прежде всего, в том, наверное, что поэт очень хорошо понимал и чувствовал тех, кому адресовал свои стихи. И, вероятно, самое главное, что до минимума сокращало дистанцию между ним и детьми, — поэт смотрел на окружающее их глазами.
Известно, что у ребенка свои видение мира и образная система. Александр Береснев не просто учитывал это, но и мастерски использовал в своей поэтической практике. Скажем, в одном из его стихотворений мальчик бежит по снежной поляне, и возникает в связи с этим истинно детская (школьная, если хотите) ассоциация: «Я лыжами начал ее линовать, и получилась в линейку тетрадь». Или вот не менее характерный для детского мироощущения образ-сравнение: «У причала дремлют лодки, как дворняжки на цепи». А у поливальной машины «два фонтана, как усы у великана».
У Береснева даже есть стихотворение («Все на что-нибудь похоже»), состоящее из одних сравнений, как бы рожденных детским воображением:
Ясной ночью
В небе синем
Серп, луны —
Как ломтик дыни.
Перевернутые лодки —
Как солдатские пилотки.
Облака —
Сугробы снега.
Вот бы мне
По ним побегать!
Посмотрите:
— Это еж.
Удивительно похож
На клубок с иголками,
Длинными и колкими.
Колесо — на букву О,
На баранку и кольцо.
Гриб — на зонт,
Пельмень — на шляпу,
Брат — на маму,
Я — на папу.
Насколько причудливы и безграничны возможности детского воображения, поэт демонстрирует во многих своих стихотворениях. У Виктора Астафьева есть повесть «Ода русскому огороду», где он прочувствованно пишет об огороде-кормильце. Свою «огородную оду», адресованную детям, создал и Александр Береснев. Нарисованные его поэтическим пером овощи, — будь то огурец, который под ботвой «притаился, как птенец», лук, у которого «сверху чуб торчит зеленый, снизу вьется борода», или «хитрец-стручок», зажавший в зеленом кулачке «горошек сладкий» — сразу и прочно запоминаются.
Правда, в понимании Александра Береснева огород — не только кормилец, но и один из важнейших эстетических источников, из которого вступающий в жизнь человечек напитывается первыми каплями прекрасного:
Приходите в огород
Посмотреть, как мак цветет.
Как играют в прятки
Огурцы на грядке.
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки.
Как от утренней росы
У бобов блестят усы.
Все растет, все цветет.
Никому не тесно.
Приходите в огород:
Очень интересно! —
приглашает поэт юных своих читателей. И не только в огород.
Он знает, что малышу, осваивающему мир, интересно, в принципе, всё и всюду, но особенно то, что входит в понятие «природа» — лес и речка, грибы и ягоды, рыба и животные… Вот почему так много у Александра Береснева стихов о природе. Он изображает ее во все времена года, в самых разных ее проявлениях. Но никогда не пишет о ней отвлеченно-созерцательно.
Юный бересневский герой — тонкий наблюдатель. Бродя по лесу с лукошком, он удивляется пестрому многообразию растительного мира, тому, с каким упорством муравей «травинку на своей спине без передышки тащит». Он восхищен белизной первого снега, а весной замечает, что «вербы первыми в апреле у овражка зацвели, словно им на ветки сели бело-желтые шмели». Из всех этих разных, но очень доступных детскому пониманию впечатлений и складывается в итоге в душе ребенка собственный гармоничный образ-узор родной природы. Он вовсе не похож на некий символ-абстракцию, какой, возможно, родился бы в сознании взрослого человека, но, сотканный из конкретных реалий и пропущенный через фокус детского ощущения, — тоже есть нечто обобщающее. Прекрасно иллюстрирует это Александр Береснев в стихотворении «Много песен было спето»:
Лето жаворонком пело
И кукушкой за рекой.
Перепелкою звенело,
Не смолкая день-деньской.
Много песен было спето
Над просторами полей.
А простилось с нами лето
Грустным криком журавлей.
Образ лета, созданный с помощью птичьего разноголосья, настолько же точен и ясен, насколько и метафорически емок и художественно самобытен. Такого рода образ, кажется, мог родиться только в душе ребенка.
Да, но написал-то стихотворение взрослый и даже не очень молодой (детские стихи Александр Береснев начал сочинять лет в тридцать) человек.
Но противоречия тут нет: и это, и другие бересневские стихи созданы взрослым поэтом с душой ребенка. Вот еще почему так легко находил Береснев путь к сердцам своих маленьких читателей. Он не просто умел видеть, слышать и понимать их. В какой-то степени он и сам был одним из них. Любя природу и мир вокруг душой большого ребенка, Александр Береснев стремился к тому, чтобы соучастники его творческой работы — юные читатели — так же крепко и горячо, как и он сам, полюбили родную землю, прекраснее которой, уверен поэт, нет ничего на свете. Однако делать это поэт старался исподволь, ненавязчиво, избегая прямолинейной дидактики и докучливого назидания. Да он в них вовсе и не нуждался. Теплый добрый свет, исходящий от каждой бересневской строки, уже сам по себе создает в душе ребенка необходимый настрой.
Главные герои его стихов — дети. Даже там, где вроде бы и нет их явного присутствия, мир все равно пропущен через восхищенно-вопрошающий взор ребенка-неофита.
Как тому положено и быть, ребенок у Александра Береснева очень любознателен. Но еще и очень добр. Причем, не абстрактно, не вообще. Доброта эта проявляется в каких-то конкретных его делах и поступках. Вот мальчик поливает огород, спасая овощи от жажды, вот помогает маме доить корову. Юный герой колет дрова, расчищает от снега дорожки, трудится с взрослыми на сенокосе. Или же долбит с дедом на зимней речке лунки, чтобы рыбы смогли свежим воздухом дышать; мастерит с братом кормушки для птиц…
Показывая своего героя среди всех этих простых будничных дел, поэт подводит маленького читателя к еще одной важной мысли — об изначальной необходимости труда как важнейшей основы бытия.
Ребенок у Береснева не только пытлив, добр и трудолюбив. Он еще и чуток ко всему новому, современному, что видно по такой хотя бы любопытной детали в одном из бересневских стихотворений: мальчик-пастушок вместо ботала-колокольчика повесил на шею корове транзисторный приемничек и теперь уже не боится ее потерять.
И вот еще что отметим. «Ребенок», «дети» у Береснева — понятие, связанное не только с родом человеческим. И неизменный спутник лирического героя пес Бобка, и бычок, который, отказываясь от молока, просит «травы пучок», и птенцы кулика на болоте, и цыплята — все это тоже дети. «Ребята и зверята» в стихах Береснева дружат друг с другом, образуя как бы единое «детское пространство» со своими особыми правилами и законами, которые, судя по его стихам, поэт очень хорошо знал.
Есть у Александра Береснева прекрасное стихотворение «Солнышки в ведерках»:
Зачерпнул ведерками
Воду из ручья
И в ведре по солнышку
Вдруг увидел я.
Птицы заливаются
За рекой в лесу.
Показать два солнышка
Бабушке несу.
Мне с такою ношею
Весело шагать.
Только как бы солнышки
Мне не расплескать.
Такие стихи-«солнышки» и нес детворе Александр Береснев. Не все далеко, что хотел и мог, успел донести. Смерть настигла его в самую пору поэтической зрелости.
Ушёл из жизни Александр Михайлович 12 июля 1987 года. Вот уже более четверти века лет как поэта не стало, но стихи его продолжают гулять по детсадовским и школьным утренникам, квартирам и дворам, заполненным детворой, и вот уже новые поколения малышей с восторгом декламируют:
Кот Василий напроказил:
Лапой он в сметану лазил…
Но, может, это и есть лучшее признание для поэта?
Библиография:
Сборники стихов
- «Снегурочка» (Кемерово, 1964)
- «Кузнечик-музыкант» (Кемерово, 1971)
- «Солнышки» (Кемерово, 1972)
- «Земляничная полянка» (Новосибирск, 1976)
- «С кем бы поделиться?» (Кемерово, 1980)
- «Как нарисовать гром?» (Новосибирск,1980)
- «Приходите в огород» (Новосибирск, 1982)
- «Шесть песенок» (Кемерово, 1983)
- «Про скворца и про кота» (Новосибирск, 1984)
- «Круглые оконца» (Москва, 1984)
- «Семицветное чудо» (Кемерово, 1985)
- «Подснежник» (Новосибирск, 1986)
- «Неужели улетит?» (Новосибирск, 1988)
- «Как мы доили корову» (Кемерово, 1988)
- «О чем поют скворцы» (Кемерово, 1989)
- «Грибной дождь» (Кемерово, 1991)
- «По радуге, по радужке…» (Кемерово, 2006)
- «Солнечные зайчики» (Кемерово, 2012)
Творчество:
В буран
Везу сетрёнку Машеньку
На санках в детский сад.
Буран не унимается
Четвёртый день подряд.
Пушистыми сугробами
Всю улицу занёс.
Сестрёнка как Снегурочка,
А я как Дед Мороз.
Смотрит в озеро мальчишка
Смотрит в озеро мальчишка
Словно зеркало, вода
Вон, на лбу синеет шишка,
Ну и что же!
Не беда!
У мальчишки на макушке
Кепка задом наперёд.
На щеках цветут веснушки
(К сожаленью, круглый год).
Нос немножко загорелый,
Чубчик,
Якорь на ремне,
За плечами лук и стрелы
Отразилися в волне.
Мимо ёрш проплыл неслышно,
Плавниками шевеля…
Смотрит в озеро мальчишка,
А мальчишка этот — я!
Домашнее задание
Все получили
Сегодня заданье:
Все проявляют
В учёбе старанье.
Папа слова
Разделяет на слоги:
Ве-тер, бе-рё-за,
по-ля-ны, до-ро-ги.
Мама без устали
Делит и множит —
Разве откажешь
Сыночку Серёже?
Чтоб не обиделся
Ласковый внучек
Стихотворение
Дедушка учит.
Где же Серёжа?
Серёжа ушёл.
Он после школы
Играет в футбол.
Литература, имеющаяся в фонде Новосибирской областной молодёжной библиотеки:
Произведения автора:
- «Подснежник» / А. М. Береснев. — Новосибирск : Книжное издательство, 1986.
О нём:
- «Солнышки в ведёрках» (Детский поэт Александр Береснев) // Лица сибирской литературы. Очерки и эссе / А.В. Горшенин. – Новосибирск: РИЦ НПО СП России, 2006.
- «Солнышки в ведёрках» (Детский поэт Александр Береснев) // Абрисы: этюды о поэтах / А.В. Горшенин. — Новосибирск : Поэтическая библиотека журнала Сибирские огни, 2001.
- «Солнышки в ведёрках» (Детский поэт Александр Береснев) // Беседы о сибирской литературе / Горшенин А.В. — Новосибирск : ИД «Горница», 1997.
Источники:
- «Солнышки в ведёрках» (Детский поэт Александр Береснев) // Лица сибирской литературы. Очерки и эссе / А.В. Горшенин. – Новосибирск: РИЦ НПО СП России, 2006.
- Сайт «Проза.ру».
- Сайт «Кемеровская виртуальная детская библиотека».
- Литературная карта Кузбасса.
- Сайт «Alib.ru — букинистические книги».