Мицура Наталья — Обратная сторона таланта, или Гении уходят рано

Зачастую жизнь талантливых людей ярка, но коротка, подобно падающей звезде. Они так много хотят сделать, успеть донести миру, отдать всего себя на благо обществу… Но вот только у жизни на их счёт почему-то другие планы. Невозможно представить себе прошлое Барабо-Юдинского дома культуры без блестящего баяниста-виртуоза, выдающегося педагога и руководителя Александра Романовича Скрылёва, внесшего огромный вклад в песенно-инструментальное творчество села и так рано ушедшего от нас.

Любовь к баяну с детства

Родился будущий музыкант 1 июня 1944 года в селе Тальменка Искитимского района. Из восьми детей был самым младшим ребёнком. Отец пропал без вести на Великой Отечественной войне, поэтому воспитанием занималась мать Татьяна Мартемьевна Скрылёва – очень работящая женщина и, к слову, первая запевала среди тальменских доярок. С ранних лет все дети местной певуньи проявляли свои творческие способности. Когда все старшие братья играли на баяне, а сестры пели, младшему просто невозможно было остаться в стороне. И будучи ещё ребёнком, под руководством одного из братьев, маленький Саша с лёгкостью освоил баян. В шестнадцать  лет Александр прошёл курсы завклуба в Новосибирске, в восемнадцать – окончил Новокузнецкое ремесленное училище по специальности электромонтёр. Но всё же творческая натура взяла верх, и по возвращении на свою малую родину молодой музыкант устроился в школу учителем пения, вёл вокальный кружок, а по вечерам аккомпанировал в хоре в местном ДК.

В середине 1960-х судьбоносная встреча с будущей супругой Валентиной (родом из деревни Бугриновка Чистоозёрного района) определила его дальнейшее место жительства. Поженились молодые в Тальменке, и первый сын там же родился. Однажды, когда семья гостила у родителей жены в Чистоозёрном районе, Александр Романович познакомился с местным председателем профсоюза. Тот, подружившись с тальменским самородком и узнав о его музыкальном таланте, стал переманивать баяниста в свои края – в село Барабо-Юдино, дескать, процветающему совхозу просто необходим такой человек. И уговоры сработали!

Новое десятилетие – новая жизнь

В 1970-м семья Скрылёвых переехала из Искитимского района в Чистоозёрный. Молодой музыкант сразу же устроился на работу в местную школу учителем пения и музыки. Параллельно стал работать в ДК аккомпаниатором. Супруга Валентина пошла в пионервожатые. По округе быстро прошёл слух, что в селе появился баянист. А в былые годы, как известно, человек с баяном в сельской местности – нарасхват, ни один праздник без него не обходится! Рубаха-парень – именно так можно сказать о характере Александра Романовича. Простой в общении, открытый, отзывчивый и невероятно талантливый, способный подыграть любой песне, он сразу же нашёл общий язык с односельчанами. Мужчину приняли, как родного. И закрутилось, завертелось… Жители села массово начали приобретать баяны. В школе практически всех учителей молодой педагог затянул в художественную самодеятельность. Запел даже физрук! На переменах, выстроившись в длинном коридоре, все ученики репетировали новые песни на смотры… Выступали целыми трудовыми коллективами, причём, если из-за работы людям некогда было ходить в клуб, Александр Романович сам шёл с баяном к своим артистам: в сельсовет, в детский сад… и уже там, прямо на рабочем месте, проводил репетиции. Во время уборочных кампаний совхоза велась активная работа с выездными выступлениями агитбригад. Коллективы ездили по полям, полевым станам, дарили своё творчество работникам сельского хозяйства, тем самым, поднимая дух патриотизма. За подобные мероприятия Александр Романович неоднократно был награждён Грамотами от отдела народного образования и РК профсоюза работников просвещения. Высокий, статный, красивый, в строгом чёрном костюме с зачёсанными назад волосами, он словно горел на сцене – таким запомнился талантливый баянист своим воспитанникам. «Баян в руках Александра Романовича как живой организм, он умеет и радоваться, и сопереживать. Если песня, то волей-неволей запоёшь, а если плясовая – затанцуешь!» – вспоминают они. Пробовал баянист и сам сочинять песни – и слова, и музыку. Получалось неплохо, очень душевно. К сожалению, его авторские работы не сохранились.

Творческие успехи и достижения

В 1970-х при сельском клубе Александром Романовичем был создан ансамбль ложкарей, ансамбль баянистов, девичья вокальная группа, две агитбригады, инструментальное трио, вокально-инструментальный ансамбль, на всю округу гремел его огромный хор. В те времена в районных конкурсах художественной самодеятельности барабо-юдинские коллективы постоянно занимали первые места, им равных не было. В 1976 году за отличную культурно-просветительскую работу и активную общественную деятельность А. Р. Скрылёв получил почётную грамоту от управления культуры Новосибирского облисполкома.

Творческие коллективы под его руководством вели активную деятельность не только в пределах Чистоозёрного района. Артисты неоднократно выезжали в Новосибирск на различные фестивали и конкурсы. Так, например, в мае 1981 года ансамбль ложкарей и вокальное трио приняли участие в IV телевизионном фестивале «Народные таланты Сибири», который организовал Новосибирский областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы. Выступление барабо-юдинских коллективов транслировалось по телевидению, всё село болело за своих земляков и с замиранием сердца ждало подведение итогов. А итоги очень порадовали – вокальное трио за достигнутые успехи заработало Почётную грамоту, а ложкари – диплом Лауреата фестиваля.

Многих участников художественной самодеятельности поражал один момент – песня только зазвучала по радио, а Александр Романович уже готовит её на концерт: коллективы под его диктовку записывают слова на репетициях. Откуда он их знал, когда успевал подготовить – остаётся загадкой, ведь интернета в те времена не было. Баянист всегда шёл в ногу со временем и всё село вёл за собой.

В 1977-м музыкант оставил сферу образования, и должность художественного руководителя сельского дома культуры стала его основной и единственной работой. Он полностью посвятил себя творчеству. В скором времени в семье Скрылёвых родился ещё один сын – Валера. Череда концертов, гастролей, фестивалей, наград и достижений закружили музыканта в водовороте творчества. В ноябре 1982 года директор Барабо-Юдинского СДК ушёл на заслуженный отдых. Ответ на вопрос – кого ставить на его место был очевиден. И Александра Романовича назначили новым руководителем. Успехи и повышение на работе, пополнение в семье – казалось, что вся жизнь впереди…

Гении уходят рано

Широко распространённое убеждение, что гении умирают между 37 и 42 годами жизни, настолько часто подтверждается статистикой, что срок жизни талантливого человека нередко служит дополнительным критерием его гениальности. Александра Романовича не стало в январе 1983 года. Сердце… Музыканту не исполнилось даже и сорока лет. Ушёл в самом расцвете сил и творчества, проработав в должности директора всего четыре месяца, оставив молодую жену, двух сыновей, десятки воспитанников и сотни почитателей своего таланта. Смерть баяниста была неожиданной – как гром среди ясного неба. Очень тяжело было поверить в известие, что ушёл один из лучших музыкантов-виртуозов Чистоозёрья. Хоронили всем районом – вспоминает супруга. Коллеги-музыканты, работники отдела культуры, участники художественной самодеятельности – все от мала до велика пришли проститься с Александром Романовичем.

Человек жив, пока жива память о нём

Александр Романович навсегда остался в памяти своих воспитанников как яркий пример служения своему делу, как верный почитатель музыкальных народных традиций. Всего двенадцать лет творческой деятельности в Барабо-Юдино, а сколько воспоминаний, наград, учеников! Жизненный путь талантливого баяниста пусть и был коротким, но очень ярким. Таким ярким, что спустя даже четыре десятилетия его свет долетает до нас.

Надежда Анатольевна Бондарь, заместитель директора по воспитательной работе Раздольненской школы №19 Новосибирского района:

«Александр Романович был очень талантливый человек. “Танец с саблями”, “Полонез Огинского” он на баяне шпарил так, что весь зал сидел, как заворожённый, затаив дыхание. Помню, как наша девичья вокальная группа, поющая трёхголосьем, победила в местном вокальном конкурсе и, единственная из Чистоозёрного района, ездила в Новосибирск на региональный фестиваль – название, к сожалению, не помню. А ещё Александр Романович научил меня игре на баяне. С тех пор я не расстаюсь с этим музыкальным инструментом. Помимо воспитательной работы преподаю в школе музыку, веду хор девочек, мы гастролируем, участвуем в конкурсах, становимся лауреатами. На семейных праздниках тоже не выпускаю баян из рук – играю, играю, играю… Всё это благодаря Александру Романовичу, именно он пробудил во мне любовь к творчеству».

Валентина Леопольдовна Решетникова, пенсионер, с. Барабо-Юдино:

«Было время, когда в нашем селе жил замечательный человек Александр Романович  Скрылёв, художественный руководитель и аккомпаниатор Барабо-Юдинского клуба. Это был баянист от Бога. Невозможно было усидеть на месте, когда звучала в его исполнении задорная кадриль или частушка, а пела их его спутница по жизни и творчеству – Валентина Николаевна Скрылёва. Я сама в то время была участницей художественной самодеятельности. Как легко было выступать под его аккомпанемент! По выражению его лица, по движению бровей, кивку головы мы знали, когда вступать, когда заканчивать, когда петь тише или громче. А когда девичья вокальная группа под его аккомпанемент пела на три голоса “В брянском лесу нет дорог безымянных…”, в зале плакали».

Наталья Яковлевна Стаченко, педагог Барабо-Юдинской СОШ:

«Мы все очень любили Александра Романовича! Он был притягательным и очень душевным человеком. И он детей любил, к нам хорошо относился. А ещё мы чувствовали, что наш руководитель очень любил то, чем занимался – у него так глаза горели, когда он нам на уроке пения что-нибудь рассказывал: “А вы видели вчера по телевизору показывали концерт, и в зале Пахмутова сидела! Александра Пахмутова – такая низенького роста, миниатюрная женщина…”. Да мы бы и знать не знали, кто это, но после того, как наш учитель с таким воодушевлением рассказал про неё, стали внимательно смотреть все музыкальные телепередачи, искали ту самую Пахмутову, чтобы потом на уроках поддержать разговор с Александром Романовичем. Вот так он прививал нам любовь к музыкальному творчеству. Со временем как-то многие педагоги забываются: географы, математики, физики… Ну, как забываются, да – хорошие учителя были, многому научили…Но почему-то самым ярким огоньком в памяти остаётся спорт и художественная самодеятельность – то, что в нас воспитывало дух, закаляло. Поэтому Александр Романович – это первый главный человек в нашем детстве, заложивший в нас фундамент, на котором базируются и правильные человеческие отношения, и ответственность за свои поступки, и, конечно же, любовь к Родине».

Об авторе:

Наталья Александровна Мицура (с. Барабо-Юдино Чистоозёрного района Новосибирской области )

Родилась и живу в Чистоозёрном районе Новосибирской области. По образованию журналист. 14 лет работала в должности художественного руководителя культурно-досугового центра. В настоящее время самозанятая: являюсь автором и руководителем сообщества ВКонтакте «Сценарии от Натальи» (авторские сценарии, стихи, миниатюры).

Неоднократный победитель различных конкурсов и фестивалей самодеятельных авторов: «Тареевские чтения», «Таланты народные», «Дедовские чтения», «Золотая струна» и т.д.

Оцените этот материал!
[Оценок: 1]