Вольфсон Игорь — Предтеча эсперанто

Мёртвый колокол

Я вздрогнул, словно от укола,
При виде колокола скола,
Хотя, казалось, безобразней
Бывали в мире этом казни,
Да и любезной тишины
Приметы радовать должны,
Но как порой важнее слов
Сплочённый звон колоколов!
Гипнозом зова обладая,
Дары могучего Валдая,
Храните серебро и медь,
Звените ныне, присно, впредь!!!

Бах

С добрым утром, Бах, – говорит Бог.
С добрым утром, Бог, – говорит Бах.
А. Галич

Мне снился сон:
Огромный трон
Стоит один в пустынном зале –
Укор хорам.
Я видел сам
Аккорды, сжатые в хорале.

Молчал орган,
Как истукан,
Прилепленный под самым сводом.
И в блеске губ –
Безмолвных труб
Он виделся водопроводом,

Ожившим вдруг,
Лишь только звук,
Тот самый, измождённый, грязный
В него входил.
Он звуки лил
Вначале путано, бессвязно.

Но к небу ввысь
Они неслись
Подряд, невидимые взглядом –
Любви парад
Из ада в ад.
И ты повелевал парадом!

Иным – чертог,
Тебе – острог,
Чести немного.
Но ты же Бог!
Дитя тревог,
Я славлю Бога!

***

Орган да правит стены храма,
Вершит их толщу и объём!
Не ученическая гамма,
Но клавиш вал и трубный гром!
И звук, нацеленный на звёзды,
Вслепую льнет под самый свод,
Лепясь, как ласточкины гнёзда,
Из скорлупы сыгравших нот.
И много после, в тишине,
В дом, недостроенный когда-то,
Биением стекла в окне
Влетит звук давнего раската.

Свет виолончелиста Георгия Ильдейкина

И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
Быт. 1, 4

Тьмы порожденье, безмолвный ответ
На не звучавшие вовсе вопросы,
Льющийся звонкими каплями свет
Цокает в цоколь, как зёрнышки проса,
Тихо втекает в предутренний храм,
Кружит без веса свои же частицы
И, собираясь к нездешним мирам,
В камень прохладный так чисто стучится
Верным предчувствием лёгкого сна.
И – тишина…

***

Есть рождение музыки –
Словно в смущении
За бренчащий подчас
Невесть что инструмент.
Как не видящий лузы кий,
Выданный гению,
Вдруг нацелят анфас,
И в какой-то момент
Ты очнёшься средь зала
Крылатым и юным,
И парящим под фугу
В мажорном ладу –
Не ударно-удалым,
Но клавишно-струнным,
Разлинованным туго,
Как в нотном ряду.
Что за лица кругом!
Дирижёром единым
Все подались на вырост,
На угаданный взмах,
На разрыв, на разлом…
Растянись, пуповина,
Как повитый папирус,
И пауза – Бах!!!

В соборе Св. Микулаша

I

Закатной браги хлебнув к отваге,
Лучи залётные воровато
В воздушной вате чеканят злато,
Лизнув его с алтаря у Праги.
Святых настенных заныли раны,
Когда двуручным и звучным душем,
Под купол взмыв, омывают души,
Тесня друг друга, орган с сопрано.
И страха полные горстки праха,
Внизу, в скамьях, пригвождённых к полу,
Вдогонку душам стремятся в школу
Держать экзамен маэстро Баха.

II

Кровью набухшие, стынут вены –
Пульсом наполниться рвутся снова…
Так же и звуки, вонзаясь в стены,
Вечно подкармливают основу
Иль скорлупу своего жилища,
Что простирает колонны в небо,
Хищно взалкав мелодичной пищи –
Более мощной, чем струны Феба,
Менее вольной, чем песни Пана…
Но после жадного их улова
Эхо стихающего органа
Льётся в трель соловья ночного.

Соната №17 Бетховена в исполнении Влада Ишенина

Музыка – предтеча эсперанто.
Словно нёбо ищущий язык,
Клавиши льнут к пальцам музыканта,
Приближая сотворенья миг.
Чёрной кляксой венчанная нота
Изольётся в долгий, сладкий звук…
Да не остановится работа
Лёгких, светлых и всевластных рук!

***

Вонзил, пронзил и нанизал!
Воздушной паузой на взмахе,
Взглянув в заворожённый зал,
Чуть ёрзнул воротом рубахи

И выдохнул. О, люди, люди,
Неужто, если можно – так,
Вам вязкой колеёй прелюдий
Комфортней разгонять свой шаг,

Готовясь к плавному полёту,
Верней, к набору высоты –
Той, где неспешную работу
Турбины, сопла и винты

Ведут в размеренном режиме
Под ровный и унылый гуд?
В просторе, потерявшем имя,
Их незаметный важен труд,

Кружащий вал, вертящий лопасть
И кучу прочей ерунды…
А если – стоп? А если – в пропасть?!
В прыжке от счастья до беды

Размах сильнее направленья –
Когда условны верх и низ…
А в окончанье отделенья
Дал пару номеров на бис

И рухнул мигом. Не устало.
Скорее, безнадёжно как-то.
Колосс, сражённый силой малой –
Самой возможностью антракта.

***

Звучит орган, с души снимая стружку.
Как безраздельно властен этот звук!
Развесив души цепью на просушку,
Он светом заполняет всё вокруг.
Бросаю лепту в дымчатую кружку,
А мне в ответ подземный гулкий стук.
Отчаянно цепляясь друг за дружку
Кружится вереница робких рук.
И в этот миг, минуту, вечность, час
Безмолвный глас накрыл сетчатку глаз.

***

Властно оторвавшись от земли,
Душу обволакивает звук.
Горы, вы ли виделись вдали,
Или образ ваш напел дудук?!
Вглубь веков, как в пропасть, смело глянь,
Прыгни без страховки вверх, как вниз –
Абрикос развил свою гортань,
Чтобы вечность вытекала из
Дырочек в натруженном стволе
Древним соком деревянных жил,
Чтоб вернувшись, виться по земле
Жёлтым ядом сладостных чернил.

***

Нам жизнь не давала гарантии чуда,
Так что же ты ждешь совершенства этюда?
Взамен из-под свода стекающей фуги
Танцпол содрогают толчки буги-вуги.
Мелькают перроны – то вяло, то бурно,
А хочется кружева ритмов ноктюрна.
Как страшно, что чем мы становимся старше,
Тем громче звучат запылённые марши…

***

В Ворониче звонят колокола!
Отдёргивая занавес веков,
Я вспоминаю ратные дела:
Тот холм оберегал далёкий Псков,
Служа пластиной общего щита
От рыцарей, поляков и Литвы.
Потом – упадок, немощь, немота,
И, наконец, печальное увы:
Где некогда шумело городище,
Лишь пыль баталий под избёнкой нищей,
Да летописи, полные историй,
Как здесь бывал побит Стефан Баторий.
Но прах столетий теребит трава,
И зёрнами заполнена земля,
И в воздухе парят стихов слова,
И ветер сеет их забавы для –
Чтоб меж бурьяна, явлена на бис,
Из слов и зёрен церковь проросла,
И яблоням, плоды склонившим вниз,
Навстречу ввысь звонят колокола!

Об авторе:

Игорь Павлович Вольфсон (г. Санкт-Петербург)

Учитель математики, литератор. Автор стихов для детей.

Победитель I Всероссийского конкурса «Учитель будущего» (2021).

Автор 10 книг стихов и прозы, в том числе: «Неделя фалафеля» (2008, библейская проза); «Под шалашом разведённых мостов» (2010, сборник стихов); «Пути исповедимые» (2015, книга путешествий); «Пятая запятая» (2018, тематические стихотворные циклы); «Небылицы» (2023, большой сборник прозы) и т.д.

Автор стихотворного изложения сказок на известные сюжеты: «Золушка» (2002), «Красная шапочка», «Кот в сапогах» (2022),  «Синяя вуаль» (2023), «Огниво» (2024), «Голый король». Готовятся к изданию в 2024 году: «Принцесса на горошине», «Ну это совсем другое» (сборник рассказов), «Гирлянда» (большой сборник стихов). Публикуется в журналах «Перископ» и «Четырёхлистник».

Оцените этот материал!
[Оценок: 3]