Шмакова Валентина — «Есть только музыка одна…»

Как точно и верно сказано! Из всех видов искусства главенствующую позицию для меня занимает музыка, какой бы она ни была: народной, академической, духовной или популярной. Музыка обладает такой животрепещущей силой, такой властью надо мной, так влияет на мои чувства, что все они под её воздействием оголяются, выходят наружу из моей души, а сама душа переворачивается вверх дном. В это время я полностью нахожусь под её влиянием: страдаю, плачу, переживаю, радуюсь, взлетаю на небо, падаю, – я готова на всё и боюсь только одного: чтобы люди по соседству не заметили моих слёз и моих чувств. Я удивляюсь тому, как композиторы, музыканты, артисты эстрады, прожив на сцене яркую, глубинную музыкальную жизнь, тут же не умирают на этой сцене, остаются живыми… Потрачена вся энергетика, отданы все силы за столь короткое время, а на следующий день всё повторяется, музыка ведёт за собой снова и снова, и человек идёт за ней, подчиняясь её магии, её обворожительным свойствам, отправляясь в любой путь, в любую дорогу.

Часто такими дорогами как для музыкантов, так и для любителей музыки являются путешествия по красочным местам и уголкам нашей Родины России. Каких только неординарных музыкантов, певцов не встретишь в дни путешествий, особенно в летнее время!

Однажды, а случилось это в 2011 году, я начала путешествовать по России с туристами из Кузбасса. Организатор путешествий, водитель – всё в одном лице –Александр Фатуев из Шерегеша на своём небольшом автобусе, а потом на газели, организовывал поездки по всей стране любителям путешествий. О, где мы только не бывали, и что мы только не видали, и какие только песни мы не распевали под гитару и аккордеон: у ночного костра и в светлые будни, в дождь и в солнце, в горах и на равнинах, у озёр и рек, в камышах и на берегах, в ущельях и у бахчи, в тоннелях и раздольных заливах, – пять лет такого счастья, как с куста! В 2011 году – район г. Сочи, 2012 год – остров Ольхон, 2013 год – Кавказ (Эльбрус), 2014 год –  Телецкое озеро, Чемал, 2015 год – восточное побережье Байкала, Баргузинский залив. Не было такого дня, такого вечера и такой ночи, чтобы не пела душа, а она пела. Она не могла не петь и не восторгаться тем, что видела: калмыцкие степи, паромы на Байкале, паром на красавице-реке Селенге, Кабардино-Балкария, её величественные горы, их таинственные ущелья: Баксанское и Аликоновое; Чивыркуйский залив и Змеёва бухта на Байкале, Чёрное море и местечко Чемитоквадже, камыши выше человеческого роста с огромной стаей уток у реки Маныч и матушки-реки Волги, реки Бия и Катунь, дыхание сибирского осеннего леса со стогами сена, а высоко в небе прощание журавлей, лебедей, гусей… Всё это пропускалось через душу и сердце, а ещё прощание с теми, кто в начале поездки был тебе незнаком, а в конце все мы становились друзьями «на веки вечные», включая сюда и «Музыка на-а-а-с связала…».

Когда я вспоминаю эти путешествия или пишу, как сейчас, я всегда плачу, потому что все мои впечатления не умещаются в моей душе: и воспоминания, и люди, и музыка, – это очень большая сила, сила любви, добра, восторга, радости, вдохновения, романтизма, щемящей грусти и красоты, уважения к тем, кто может ходить на «цыпочках», кто понимает высоту полёта человеческой души, кто просто Человек, только с заглавной буквы. Казалось бы, нужно заканчивать и поставить точку, но нельзя, но не могу, уж слишком глубокая тема. Музыка – это всё равно что бросаешься в омут с головой, всё очень глубоко и не предсказуемо.

Обращаюсь к временам Советского Союза для того, чтобы «откопать», открыть для многих необычный, молодёжный отдых, связанный с музыкой. От крупных заводов в деревнях заводская молодёжь имела свою избу – договаривалась с хозяином избы-домика, в котором хозяева уже не жили. На выходные дни там собиралась заводская молодёжь и проводила свой досуг. Как правило, это песни под гитару, катание на лыжах, дружеские посиделки и чаще всего без спиртного. Гитара была неотъемлемой частью отдыха, песни звучали всю ночь, романтика витала в головах молодых людей, спать ложились под утро, занимая лавки и пол и не считая это неудобством. А ещё каждые выходные в Горную Шорию отправлялся поезд «Здоровье» (сейчас это «Зимняя сказка»). Только поезд начинал двигаться, сразу включалась песня в исполнении В. Высоцкого:

— Вдох глубокий, руки шире, не спешите, три-четыре…

«Гимнастика»! А потом, а потом после всех лыжных прогулок и в купе, и у общего костра обязательно, по зову души, звучали песни под гитару. Кедры и сосны в ночной тиши слушали эти звуки, улетающие в небо, а народ только к утру засыпал безмятежным сном и возвращался домой умиротворённым, довольным, а кто-то даже счастливым. Вот теперь надо бы поставить точку, но не тут-то было! Ставить её нельзя, потому как самое сильное впечатление производит на меня музыка, если я на бардовских фестивалях.

Ох уж эти бардовские фестивали, на которых я была множество раз, но это потом, позже. После первого фестиваля моё сознание наполнилось счастьем, я была напоена духом благостного умиротворения от увиденного и услышанного, и прошло после этого немало лет, прежде чем мне удалось вновь и вновь посещать такие мероприятия. Это только кажется, что все всё знают об авторской песни. В глубинке же, в селе очень долгое время об этом многие и знать ничего не знали, да и сейчас мало кто может сказать или рассказать что это такое. «Есть только музыка одна» – это про любителей авторской песни. Почти повседневно, буднично, из-за суеты и своих неотложных дел человек запирает свою душу на замок, а здесь она высвобождается и обретает полёт. Если говорить о времени, это совсем немного, всего лишь двое суток из твоей жизни, но эти сутки настолько сконцентрированы, настолько насыщены благодатными делами для души и сердца, что уже независимо от человека навсегда остаются в его памяти.

В девять вечера – это уже в субботу – начинается бардовский фестиваль. Все выступающие у сцены, которая находится внизу у склона, а на склоне, прямо на земле, располагается вся публика, одевшись потеплее и прихватив с собой кто коврик, кто стульчик, рассаживаются поудобнее. Так практически на всех фестивалях.

И начинается… Гитара и голос, голос и гитара – они созвучны, и это слияние длится более трёх часов под аплодисменты благодарного зрителя. «АкБард», «Повалиха», «Золотая Осень», «Сибирь безбрежная», «Спас на Томи», – на этих фестивалях я побывала, а сколько их у нас в России и сколько желающих послушать песни, музыку, своих любимых певцов, композиторов – не сосчитать! Да, это так. Вот, например, кемеровчане. Как правило, у них всегда две команды: одну организует и везёт Павел Гридин, другую – Александр Фатуев, и, как правило, первыми на фестиваль приезжают те, кто с Гридиным. Александр раненько выезжает из Шерегеша и начинает подбирать своих туристов по всей Кемеровской области: Новокузнецк, (только до него надо ехать четыре часа), Ленинск-Кузнецк, Прокопьевск, Кемерово – Новосибирск (четыре часа) и т.д. Подбирает и меня, сидящей где-нибудь на пенёчке, может быть, на какой-нибудь остановке и ждущей свой «караван» пять-шесть часов, например, у магазина «Мария-Ра» в посёлке Кот Баюн Алтайского края, – по-разному бывает. И приезжаем чаще всего уже ночью. Выгружаемся, ставим палатки, затем общий ужин, затем костёр и бардовские песни до шести часов утра, это уж точно. Море палаток, море песен за одну ночь, и это только перед открытием.

Два мощных фестиваля «АкБард» и «Повалиха» собирают большое количество туристов-музыкантов со всей страны, часто публика ждёт уже с нетерпением тех, кто им особенно нравится. Например, слушая лирические песни Зинура Пелагеева из Красноярска – говорят, что уехал в Краснодар, –  просто диву даёшься его энергетике, его жизненной силе, кажется, струны вот-вот лопнут от напряжения, а звуки, мелодия, – всё это звучит захватывающе и очень мощно. Юрий Бортников завораживает своим голосом и с юмором проводит музыкальное шоу «Чайхана». Прославились своим чистым мелодичным пением музыканты и певцы клуба «Гитарная пристань» под руководством Анатолия Клименко. Как-то приезжали москвичи и в честь девяностолетия Булата Окуджавы пели его песни два часа, не переставая.

Музыка завораживает, притягивает к себе, манит и зовёт неотвратимо, неотступно тех, кто исполняет, и тех, кто её слушает. Настоящего музыканта-профессионала можно сравнить с глухарём, который токует по весне и поёт так страстно, что забывает об осторожности и обо всём на свете. Вот так же поёт и исполнитель-певец- гитарист. Три часа ночи, а он и не думает уходить от костра. Пять, шесть часов, а он поёт и поёт… Наверное, в человеке присутствует не просто творческий дух, а самоиспепеляющая музыкальная натура, когда музыке отдаёшься весь, не ориентируясь при этом в пространстве и времени.

Есть только музыка одна… Она есть, и она будет всегда, пока жив человек, пока жива его душа и бьётся его сердце. Как прилив новой волны, она из прошлого плавно переходит в настоящее и живёт своей неотъемлемой частью в самом человеке. Сколько певцов, музыкантов, композиторов радуют нас сегодня своим творчеством, а сколько любителей музыки, которые любят и обожают её! Время движется вперёд, а вместе с ним движутся и мелодии музыкальных произведений новых людей, с новой силой творческого потенциала. Вот уже много лет в Мошково музыкант, преподаватель, аранжировщик Алексей Назаров живёт среди музыки, просто растворяется в ней и передаёт свою любовь к ней детям и взрослым. Геннадий Александрович Моисеев – музыкант, композитор, преподаватель из посёлка Маслянино верно и бережно, вдумчиво и серьёзно несёт музыкальную эстафету молодому поколению, много лет сотрудничает с поэтом Петром Панасюком из Новосибирска, создавая всё новые и новые песни, прославляя малую родину, свой край, свой народ. Игорь Владимирович Созинов (п. Маслянино) – музыкант, преподаватель, руководитель духового оркестра «Диалог» – уже многие годы, с детства связан с музыкой. Им спето множество песен на различных музыкальных мероприятиях, написаны статьи в газетах о музыке и музыкантах, он учит и выпускает в самостоятельное плавание по бурной реке жизни молодых, талантливых людей… Словом, в повседневном труде в будни и праздники –  есть только музыка одна! О людях, преданных музыке, можно говорить и говорить, рассказывать о них и гордиться ими. И я, одна из многих, преклоняюсь пред такими людьми, пред их талантами и, конечно же, перед самой музыкой, перед её властью надо мной, я её добровольная пленница, она мой повелитель. Это лучшее творение человека, лучшее, что есть на земле и в целом мире.

Об авторе:

Валентина Поликарповна Шмакова (с. Мамоново Маслянинского района Новосибирской области)

Член творческого клуба «Вдохновение» поселка Маслянино и литературного объединения «Молодость» г. Новосибирска. Участник различных литературных конкурсов и фестивалей, любительница путешествий по родной стране. Выпустила несколько сборников со стихами и рассказами, в том числе «Иду по жизни разной я…», «Там, на Бердь-реке», сборник рассказов «Помоги себе сам» и другие. Автор четырех детских сборников со стихами, в том числе «Разноцветное эхо», книги «Басни и притчи», нескольких книжек-дневников о путешествиях по России («Байкальские дали», «Шерегеш –  Новосибирск – Сочи»). Готовится к изданию книга о предметах быта «Молчаливые рассказчики».

Оцените этот материал!
[Оценок: 1]