Татарников Евгений — За пыльной портьерой на концерте Владимира Высоцкого

Рассказ об одном выступлении Владимира Высоцкого в Доме культуры МВТУ им. Баумана.

Предисловие

С культурной жизнью в МВТУ им. Н. Э. Баумана всегда было хорошо, благодаря его «режимности». Тут тебе и американские фильмы покажут, которых не было в прокате и многое другое. В том числе был и абонемент на концерты артистов театра на Таганке. Все абонементы мгновенно раскупались. И если в дни, когда выступали другие артисты, залы зачастую были полупустые (это потому что вуз режимный, а ДК находился на территории главного корпуса), то на концерт Высоцкого не просто было попасть, всё забито, и кого тут только не было. Нынешняя «великосветская тусовка» в партере большого театра всего лишь жалкое подобие. Первые ряды были заняты дамами в немыслимых нарядах и обвешанных такими бриллиантами, что сама Галина Брежнева позавидовала бы. Кавалеры статусом тоже соответствовали, тут были и поэт Вознесенский, и другие знаменитости, а Высоцкий был тогда на пике народной популярности, но не в фаворе у советских властей, и на творческий вечер с поэтом, музыкантом и актёром в ДК МВТУ им. Баумана набилось пол-Москвы физиков и лириков. Владимир Высоцкий давал концерты во многих вузах страны, но история его выступлений в Московском высшем техническом училище (МВТУ) им. Н. Э. Баумана, на мой взгляд, стоит особняком. Во-первых, выступал он там часто и много, во-вторых, сохранились многие фонограммы тех концертов, в-третьих, существует множество отличного качества фотографий, сделанных во время встреч Высоцкого со студентами.

Выступления Высоцкого в МВТУ им. Баумана были организованы обществом «Знание» и назывались «лекциями» на тему «Музыка и слово в решении художественного образа в театре и кино». Всего его выступлений в МВТУ было девять – по два 6 марта 1976 г., 26 декабря 1976 г., 19 марта 1978 г., 26 марта 1979 г., и одно – в марте 1980 года. Самое первое выступление было 6 марта 1976 года, и на этом концерте Высоцкий был с длинными волосами, он снимался в картине «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Такие хорошие связи с «Таганкой» у МВТУ им. Баумана были из-за того, что у нас был очень хороший Дом культуры, директором которого был Павел Юрьевич Киселёв, потом ставший директором московского парка имени Горького. Киселёв умел договариваться так, чтобы выступающим актёрам просто-напросто платили наличными, поэтому им было выгодно приезжать в МВТУ. Когда приезжал Высоцкий, это оформлялось как лекции от общества «Знание», за это ему платили какие-то копейки, а на руки он получал энную сумму, и все были довольны, поэтому в МВТУ он выступал с большим удовольствием, а его выступления всегда отличались друг от друга. Допустим, два концерта намечено – в 4 часа и в 7 часов вечера, но на обоих он пел разные песни и даже выступал с разным настроем. Он чувствовал аудиторию, чувствовал, как люди реагируют и, соответственно, менял тон. И его энергетика отражалась на людях, и сам он подпитывался от зала.

Как я попал на концерт Высоцкого

26 марта 1979 г. состоялись два выступления Высоцкого в Доме культуры (ДК) МВТУ имени Н. Э. Баумана. Они проходили в 400-местном концертном зале, который тогда назывался Большим и располагался на четвёртом этаже так называемого «строения 2», которое является продолжением левого крыла дворцовой части Главного учебного корпуса МВТУ (бывший Слободской дворец).

Алексей Викторович Хвостов, бывший студент МВТУ, вспоминает:

«В марте 1979 года мне посчастливилось быть на концерте Высоцкого! Я учился на первом курсе МВТУ им. Баумана, в группе П5-22. С профкомом МВТУ им. Баумана у театра на Таганке было шефское соглашение: студенты-бауманцы помогают театру субботниками, поездками «на картошку» и т.п., а артисты театра на Таганке каждый год дают в БЗДК МВТУ (Большой Зал Дома Культуры) 6 шефских концертов. Один из них обязательно – сольный концерт Высоцкого. Собственно, остальные 5 концертов, конечно, тоже хорошие, престижные, увлекательные. Но концерт Высоцкого «перевешивал» все остальные вместе взятые легко, играючи, это даже не обсуждалось! Естественно, достать билет на концерт Высоцкого в БЗДК МВТУ им. Баумана было делом большого блата. А какой блат у первокурсника? Естественно, билета не было. А концерта было два: первый начинался в 16:00, а второй – почти сразу же после окончания первого, в 19:00. Так хотелось попасть на Высоцкого! Спасибо моему тогдашнему другу Серёге Горшенёву! Мне больше хотелось на Высоцкого, я его намного больше любил, чем Серёга. Но Серж оказался гораздо  изворотливее меня, и он предложил не отчаиваться, а попробовать проникнуть в зал через какие-нибудь другие входы, не через контролёров. Например, через чердак, через подвал и т.п. Это – идея! Смелости и наглости (в хорошем смысле) нам было не занимать, так чем чёрт не шутит, вдруг удастся наш план?

Да, излазили мы все ходы и выходы. Но не тут-то было! Не одни мы такие оказались. А около всех запертых дверей на общий чердак, в подвал к сцене и др. стояли дежурные оперотрядники (раньше, как оказалось, бывали случаи взлома этих дверей ради попадания на Высоцкого!). Тем временем, заканчивался первый концерт. Тут уже мне в голову «мысля» пришла! Говорю Серёге:

— Пойдём на второй этаж, где вход на балкон, там контролёров меньше, а по ситуации разберёмся!

— Ну пойдём.

Серёга уже начал отчаиваться, а я, наоборот, воодушевился. Подходим. Первый концерт закончился, счастливчики выходят из зала, у всех глаза блестят, все взволнованы, погружены в свои мысли, окружающих почти не замечают. На часах – 18:40. Через 20 минут второй концерт. Здесь-то мы с Серёгой и прошмыгнули навстречу потоку выходящих прямо на балкон БЗДК МВТУ. Дальше сработала наша оперативная смекалка, бауманцы мы, в конце концов, или кто на палочке? Мы с Серёгой, не сговариваясь, запрыгиваем на подоконник огромного окна (окно старинное, метров 10 высотой и метра 3 шириной) и прячемся за огромной пыльной портьерой. Притаились там, слышно, как колотится сердце. Вскоре успокоились.

Стоим, ждём, что же будет дальше… А дальше запустили в зал и на балкон счастливых обладателей билетов на 19:00. Начался концерт. Мы стоим за пыльными портьерами, тоже слушаем. Прошло полчаса концерта. Как раз Высоцкий пел: «… А мы тута им папу римского подкинули! Из наших, из поляков, из славян…» Говорю Серёге:

— Выходим!

Аккуратно мы выползли из-за портьеры. Нас почти никто не заметил. А кто заметил, те весело нам подмигнул! Примостились мы аккуратненько в проходе среди многих таких же, как мы безбилетников. И досмотрели весь второй концерт до самого конца! Высоцкий пел без всякого регламента почти до 11 часов вечера! Работал он потрясающе! Соответственно потрясённые после концерта мы молча доехали на 32-ом трамвае в Лефортово, в наше родное общежитие №2 в к. №124. А потом целый час рассказывали сокурсникам, как мы побывали на концерте Высоцкого. Не все поверили. А нам какое дело – мы были на Высоцком!!! Вот, событие вселенского масштаба. Это был март 1979 года. Старшекурсники говорили нам: «Да что вы так попу рвали, Высоцкий к нам каждый год приезжает, посмотрите ещё, и не раз!». Да, посмотрели…

Первое отделение концерта» 26.03.79 г.

Свое выступление Высоцкий начал с песни «Пожары»

Пожары над страной всё выше, жарче, веселей,
Их отблески плясали в два притопа, три прихлопа,
Но вот Судьба и Время пересели на коней,
А там — в галоп, под пули в лоб, —
И мир ударило в озноб
От этого галопа.
Шальные пули злы, слепы и бестолковы,
А мы летели вскачь — они за нами влёт, 
Расковывались кони — и горячие подковы
Летели в пыль — на счастье тем, кто их потом найдёт…

Закончив песню, он обратился к аудитории со словами:

«Добрый вечер. Значит, я нарочно начал с песни «Пожары», чтобы уже никто не перепутал, что перед вами вот тот человек, которого вы ждали, которого объявили. Хотя объявили не совсем точно, потому что я сегодня выступаю не как артист театра Таганки. Если бы было это, я бы должен был вам играть отрывки, петь какие-то вещи хотя бы из спектаклей нашего театра или, значит, читать стихи, потому что в репертуаре нашего театра очень много спектаклей, сделанных на поэзии, по поэзии, на чистой поэзии, либо очень много вставных номеров поэтических и музыкальных в каждом нашем спектакле, даже в прозаических вещах. Вот. И можно было бы сделать целую программу перед вами, в которой я мог бы петь или читать вам стихи из спектаклей нашего театра».

Высоцкий оглядел в улыбке зал и продолжил:

«Вы извините, что я прерываю ваши аплодисменты. Это, как вы поняли, — не самое главное в нашей встрече. Хотя среди многочисленных легенд, которые ходят обо мне, — как всегда, вот, я рассказываю, — одна заключается в том, что я, якобы, не люблю, когда аплодируют. Это неправда, я человек нормальный, вот. Не какой-нибудь выродок. Вот, и… так что я с уважением отношусь к тому, что вы делаете, и просто это, в общем, неважно. Так. Я хо… Это… Это — жест автоматический. Я всегда не успеваю спеть столько, сколько хочу, и поэтому думаю, что, вот, за счёт того времени, которое я отниму от ваших аплодисментов, значит, я целую одну лишнюю песню спою. Что я сейчас и сделаю. Значит, песня называется «Про бермудский треугольник», вернее — «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное и невероятное» из сумасшедшего дома, с Канатчиковой дачи». Ка́пица — человек с юмором, он меня простит; и, к тому же, уже и простил. Он её слышал, говорит, что они и похлеще письма получают. Так что…».

И он запел:

Дорогая передача!
Во субботу, чуть не плача,
Вся Канатчикова Дача
К телевизору рвалась. 
Вместо чтоб поесть, помыться,
Как люди, уколоться и забыться,
Дак вся безумная больница
У экрана собралась…

В антракте

Вот, что рассказывает обладательница автографа Высоцкого – Марина Водзинская:

«Меня приглашала на концерты Высоцкого в МВТУ знакомая, её родители здесь работали. Я естественно, соглашалась, потому что билеты на концерты Высоцкого было достать невозможно. Несколько раз я там была. В тот день, 26 марта 1979 года, я зашла за кулисы за автографом и принесла фотографию Высоцкого, которая ему, видимо, не очень понравилась. Он сказал: «Мне не нравится, как я тут получился, я Вам лучше другую подарю». Он спросил, как меня зовут, потом спросил фамилию. Я сказала: «Водзинская», на что он пошутил: «Какая красивая фамилия! Почти, как у меня», и сделал надпись на снимке: «Марине – добра. Высоцкий».

Концерт, 2-е отделение

Второе отделение Высоцкий начал так:

«Теперь такая шуточная песня-зарисовка. Я обычно из всех мест, где бываю в каких-нибудь поездках, привожу такие зарисовки, которые не тянут на песни. Они… В них нету ни… ни… ни единой темы, которая разрабатывается. Это — просто на что упал взгляд в данный момент. Вот. Песня-шутка, зарисовка, что ли — «Письмо из Парижа», «Письмо к другу», «Зарисовка о Париже»:

Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу —
И то, что слышу, и то, что вижу, —
Пишу в блокнотик, впечатлениям вдогонку:
Когда состарюсь — издам книжонку
Про то, что, Ваня, Ваня, Ваня, Ваня, мы с тобой в Париже
Нужны — как в бане пассатижи…

Вот я хочу вам спеть песню, которая называется «Чужая колея». Это… Я так буду чередовать шутки и весёлые… Вы знаете, стало невыносимо жарко, потому что всё… Всегда перестараются обязательно. Вот тут, значит, в холода не топили, наоборот — не дотапливали, а теперь… Мол, — говорят, — сейчас, — говорят, — положено у нас до четвёртого апреля — и всё, и хоть помирай. Вот у нас в театре тоже: прям выносят. Человек двенадцать вчера просто взяли и вынесли за́ руки — за́ ноги. Ну они, правда, там немножко в фойе оклемались, подышали и пошли досматривать, потому что билетов не достанешь. Так что вот. Ну вы потерпи́те. Мы с вами в равном положении. Значит, я вам спою вот эту песню, которая называется «Чужая колея»:

Сам виноват — и слёзы лью,
и охаю:
Попал в чужую колею
глубокую.
Я цели намечал свои
на выбор сам —
А вот теперь из колеи
не выбраться.
Крутые скользкие края
Имеет эта колея.
Я кляну проложивших её —
Скоро лопнет терпенье моё —
И склоняю, как школьник плохой:
Колею, в колее, с колеёй…

Два часа концерта Высоцкого – мороз по коже, и хотелось, чтобы ЭТО продолжалось и продолжалось. Наконец, всё-таки он закончил петь и вот-вот уйдёт. Кто-то крикнул из зала: «Записки!». Он посмотрел, откуда был крик, в темноту зала, усмехнулся и сказал: «Да тут их до…» (в смысле очень много). Там на сцене стоял ящик, куда все в паузах несли записки с вопросами. Потом он всё-таки наугад вытащил две или три, ответил и быстро ушёл со сцены.

«Записки Высоцкому из зала…»

Одна из записок была такого содержания: «Какого мнения о Градском?». И Высоцкий ответил на неё:

— Вы знаете, я, к сожалению, очень слабо знаком с творчеством его, и поэтому я воздержусь от… А вы какого? Если хорошего, то, наверное, так оно и, в общем… Почему бы нет? Вот. Я… Я очень многих людей принимаю… принимаю во всех жанрах, даже не в том, в котором сам работаю, который люблю больше всего, даже не работающих в жанре авторской песни, а работающих, как вот, на эстраде, там, у нас принято говорить. Я многих уважаю и с уважением к ним отношусь за работу, за работу их. Вот, напpимеp, я очень с большим уважением отношусь к Кобзону, который… который очень много времени уже на… на определённом, довольно высоком уровне держится, отбирает тексты. Последнее время особенно стал работать с хорошими текстами. И он крепок, мне кажется, он вообще такой мужчина на сцене, и… Вот. А насчёт Градского, к сожалению, не могу вам сказать. Ну из того, что я слышал, вот, в картине, — в фильме я слышал, как он работает, — мне кажется, что он очень музыкален…

Другая записка была «За какую футбольную, хоккейную команду вы болеете?». Его ответ:

— За хорошую. Вы знаете, я очень ценю труд спортсменов, я с ними много общался, к ним ездил на всякие сборы, и поэтому мне даже иногда жаль… Ну есть… Это же ведь, в общем, детская болезнь такая — болеть. Я даже написал такую песню:

Я болею давно, а сегодня — умру
На Центральной спортивной арене.

И ещё даже было… была там такая строчка:

А когда я умру, за… закопайте меня
Где-нибудь во вратарской площадке!

Вы знаете, я ваши желания прекрасно понимаю: я и сам хочу ещё попеть, честно говоря. Но я этого никогда не делаю — традициям изменять не буду. Ну а так как всё-таки получается, что часто бываешь здесь у вас, — правда, уже как… как в знакомое какое-то место идёшь, — то я вам обещаю, что я вам всё допою потихонечку в последующие разы. И новое, и старое, — что вы полюбили. А сейчас — всего вам доброго. Идите, отдыхайте…»

И сам скрылся за кулисами.

Застолье

Вспоминает Валерий Никулин, бывший студент МВТУ:

«После концерта по большой удаче и совершенно случайно я с подружкой попал на неформальное застолье с гостем. Правда, с опозданием. За сдвинутыми длинными столами уже толпились поклонники творчества правдоруба, и только перед Высоцким почему-то стояли «нетронутыми» два стула. Сесть прямо напротив поэта не решился никто из почитателей и слушателей, и тогда я вместе со спутницей прошёл к стульям и приземлился на свободное место… На сцене воцарилась минута тишины, и немой вопрос поклонников Высоцкого: «Вы кто такие?» —  пробежал по головам каждого. Высоцкий мгновенно просёк нервозную ситуации, взял бутылку водки, налил по полному и огромному бокалу водки. «Звяк, звяк», — звонко чокнулся Высоцкий с молодежью, и они с перепуга опрокинули бокалы. До донца!

— Как тебя зовут? – с улыбкой спросил Высоцкий.

— Валера, — ответил я.

— Вот так, Валера, решительно и действуй всегда в жизни!..»

Воспоминания бауманцев

Алексей Благирев вспоминает:

«Я был на концерте, скорее всего, в 1979 году. Записывал на магнитофон, потом его отнимали, проверяли, не «нашпионил» ли чего в родном МВТУ».

Александр Кудинов вспоминает:

«Мне повезло, я несколько раз встречался с Владимиром Семёновичем. Расскажу об одном концерте в МВТУ им. Баумана, где я учился и занимался в театральной студии. Одним из руководителей студии был Ной Авалиани, работавший в театре на Таганке. Ну и мы иногда туда ходили по контрамаркам на спектакли, благодаря ему. Но мой рассказ о концерте Высоцкого. Владимир Семёнович быстро вышел из-за кулис и, едва дойдя до микрофона, сразу ударил по аккордам и начал петь, погасив мгновенно шквал аплодисментов. И всё!!! Живое исполнение – это, конечно, не пластинки и не записи. Это что-то невероятное. Знаете, читая раньше про великих артистов, про Сальвини, Михаила Чехова, я думал, что всё-таки многое преувеличено. Ну, например, описывается, что когда Сальвини вставал на сцене, то напряжение в зале было настолько велико, что весь зал вставал вместе с ним! После того концерта Высоцкого я верю, что такое может быть. Ну перестало всё вокруг существовать, уже не важно было, где студенты и педагоги, а где творческая элита страны и высокопоставленные чиновники. Были мы и Он на сцене. И дело не в его хриплом голосе (многие потом пытались «хрипеть»).  Я даже не могу, сказать хорошо ли он пел, потому что это было другое воздействие…»

 

Источники:

  1. Рыбин В. Стенограмма «Первое выступление в Доме культуры Московского высшего технического училища имени Николая Эрнестовича Баумана (МВТУ имени Н. Э. Баумана).
  2. Марк Цыбульский. Статья «Высоцкий в МВТУ им. Баумана».

Об авторе:

Евгений Феликсович Татарников (г. Ижевск)

Родился в Удмуртии в 1959 году. После школы в 1976 году поступил МВТУ им. Баумана, которое окончил в 1982 году и работал на ПО «Ижмаш», в отделе главного технолога. Печатался в заводской многотиражке «Машиностроитель» на производственные темы. В 1988 году окончил высшие курсы МВД СССР и был направлен в МВД Удмуртии на оперативную работу, где и проработал до пенсии. Подполковник милиции в отставке. Проживаю в Ижевске. Печатался в альманахе «Ковчег», в журнале-газете «Мастерская», в журналах: «День и Ночь», «Север», «Звезда Востока» (Узбекистан), «Новая литература», «На русских просторах», «Кольцо-А», «Берега», «Семь искусств», «Белая скала», «Москва», «Южная звезда», «Традиции и Авангард», «Истоки», «Бийский вестник», «Царицын», «Литкультпривет» и др.

Оцените этот материал!
[Оценок: 4]