Все знают Надежду Бабкину как руководителя ансамбля «Русская песня». Если обратиться к интернету, можно найти много информации о том, как создавался этот ансамбль, с какими сложностями столкнулась Надежда Георгиевна, сколько обила порогов, прежде чем этот коллектив получил известность. Было. Всё было. И теперь кажется, что название «Русская песня» и фамилия Бабкиной являются чем-то неделимым. Что они будто родились вместе. Но на самом деле всё было, конечно, не так.
Мало кому известно, что становление коллектива началось задолго до его появления на сцене. Что когда-то Бабкина ездила в экспедиции, где собирала песни, которые рождались на Руси и передавались по наследству веками. Довелось побывать ей и в Сибири, и на Алтае, и в Поволжье – где только неутомимая Надежда не искала тексты и мелодии.
Как-то раз произошла с ней весёлая история. Будущая певица приехала в глухую уральскую деревушку в поисках русских народных песен и обрядов. Бабушка, которая знала большое количество этих самых песен, пообещала рассказать всё, что от неё требовалось. Но для начала попросила она Надежду что-нибудь спеть. Девушка, хоть и была ещё совсем молодая, голосом обладала уже достаточно мощным. Чтобы произвести на местную жительницу впечатление, она встала, как её учили в училище, откинула руку назад и запела во весь голос. Бабушка прослушала два куплета, похлопала для приличия в ладоши и вдруг спрашивает:
— И зачем так надобно орать?
Изумленная Надежда, которая была в полной уверенности, что её исполнение по-хорошему удивит жительницу глубинки и доставит ей приятные минуты, уставилась на полуграмотную старушку, а та промолвила:
— Ты песню поёшь, так пой, словно историю веди. Надо петь так, чтобы люди поверили, что ты им в песне правду рассказываешь. Правду о жизни или о любви, или о той же самой природе. А ты голосишь так, что тебя, наверное, и в городе слышно. Вот только толку от такого пения нет ни душе, ни слушателям.
Именно в тот момент Бабкина поняла, что сильный голос хорош для исполнения на сцене перед большой аудиторией. Все остальные случаи для показа мощности голоса совершенно не годятся. В особенности, если поёшь на природе. Песня, которая исполняется, когда тебя окружают деревья да луга, должна быть нежно-напевной. Величавость исполнению придает не громкость голоса, а именно то, что называется «песней, вынутой из самого сердца».
Сейчас, когда Бабкина является художественным руководителем и директором Московского академического театра «Русская песня», она старается придерживаться тех советов, которые ей когда-то давали самые обычные деревенские бабушки. «Петь надо так, чтобы публика вздрогнула от пения, чтобы она покрылась мурашками от волнения, что им довелось слушать ваше исполнение, ‒ часто говорит Надежда Георгиевна участникам ансамбля. – Надо чтобы вам не просто хлопали в ладоши, а аплодировали и даже скандировали. Вот тогда можно считать, что вы действительно смогли произвести на публику неизгладимое впечатление. Не забывайте вкладывать в исполнение душу!»
Детство её прошло в маленьких селениях, в станицах, небольших городках. Больше всего она с друзьями любила уезжать на велосипеде в степь. Надежда Георгиевна до сих пор не может забыть, какие в этих степях росли тюльпаны: жёлтые, красные, малиновые, даже чёрные – вот такое было многоцветье. Они срезали эти цветы и Девятого Мая непременно дарили их родителям, бабушкам, дедушкам, соседям, которые знали о войне не понаслышке. Глядя, как радовались люди, Надежда сама радовалась не меньше. Именно в ту пору она поняла, как это важно – уметь дарить радость другим людям.
До десяти лет она была «атаманом» всех соседских мальчишек и девчонок. В окрестности не было забора, на который она бы не взобралась. То же самое касалось деревьев в колхозных садах, где росли яблоки, персики, сливы. «Дома всего этого добра было немерено, — вспоминала, смеясь, в одном интервью Надежда Георгиевна, — но ведь Бог ты мой! – те, которые нам удавалось стащить с колхозных деревьев, они же были намного вкуснее!»
«Атаманом» она оставалась долго. Предводительницу в юбке уважали и даже побаивались. Уже будучи старше, Надежда несколько раз «на спор» угоняла чуть ли не из-под носа владельцев мотоциклы, езду на которых она освоила очень быстро. Она всегда была не прочь прокатиться «с ветерком». Правда, после катания мотоциклы, конечно, приходилось возвращать. И не всегда эти возвраты сопровождались добрыми словами владельцев «железных коней». Надя, которая за словом в карман не лезла, вместо извинений, могла и в пререкания вступить. Родители и прочая родня только охали и вздыхали: «Девочка, а такая непослушная!» – и видели дочь в будущем только врачом. Очевидно, по их меркам, столь серьёзная профессия должна была остепенить озорницу Надю.
Их мечта исполнилась только частично. Сейчас Надежда Георгиевна умеет делать уколы, ставит банки, горчичники. Поэтому, если в коллективе кто-то заболевает, скорую вызывать не спешат – обращаются к Бабкиной. Помимо песен, которые она собирала в молодости, она знает несчётное количество трав, сборов, умеет делать настойки, компрессы.
А ещё она была и остаётся заядлой рыбачкой. Её руки с детства помнят, как на леску, к которой были привязаны пять-шесть крючков, ловится вобла, красноперка, пескарики. «На судака надо по-другому ходить, — авторитетно заявляет художественный руководитель «Русской песни», — там удочкой не обойдёшься».
А какие блюда она умеет готовить из рыбы! И это умение у нее тоже с детства. Конечно, сейчас у Бабкиной есть повара, но иногда, когда выпадает свободное время, она, вспоминая своё астраханское детство, показывает чудеса кулинарии. Для приготовления берёт самые простые продукты: картошка, помидоры, судак, приправы – и глядишь, скоро на столе вырастает что-то наподобие картофельно-рыбного пирога.
Вот такая она – Надежда Георгиевна Бабкина. И песню с душой спеть может, и блюдо с душой приготовит, и отваром, если кто-то захворает, отпоит.
‒ Самое главное, ‒ считает артистка, ‒ всё с любовью должно делаться. И тогда всё получится!
Об авторе:
Магдалина Вячеславовна Гросс (г. Нижний Новгород)
О себе: «Родилась, выросла и большую часть жизни прожила в Нижнем Новгороде. Сейчас живу в Нижегородской области, в Балахнинском районе, фактически на родине Козьмы Минина. Пишу с 2006 года. Первые работы были опубликованы в Нижегородской газете «Биржа+Карьера». Победитель конкурса «Мой Нижний Новгород: родина ремесла и искусства» – II место. Дипломант конкурса «Студенческий стройотряд» (Нижний Новгород). Победитель конкурса «История моей семьи – история моей страны» в номинации «Они ковали Победу» (Москва) – I место. Шорт-лист Фестиваля «Славянские традиции». Благодарность государственного музея‑заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» за участие во Всероссийском конкурсе «Наперсница волшебной старины», посвященного 200-летию дня памяти Марии Алексеевны Ганнибал. Финалист премии за доброту в искусстве «На Благо Мира» в номинации «Художественная литература». Дипломант литературного сайта «Фабула». Конкурс «Оптимизм» – I место. Финалист конкурса «Мгинские мосты», номинация «Малая художественная проза». Победитель Международного мега-блиц конкурса «Итак, она звалась Весною…», организатор Международный Союз Русскоязычных Писателей – II место. Лонг-лист конкурса «Русский Гофман». В данное время являюсь рецензентом литературного клуба «Фабула», а также пишу статьи и рассказы в электронный журнал “Школа жизни”». Финалист Международного конкурса «Есть только музыка одна» памяти Дмитрия Симонова в номинации «Рассказ» (2021).