Багирова Элла — Его джазовый аккорд

Фрагменты из книги об Альберте Ходжа-Багирове «И не смолкает джазовый аккорд».

Предисловие

Дорогие друзья! В моей книге я обратилась к музыке, точнее, к одному из ее видов – джазу, который развивался в советский период, в далёкие 60-е, 70-е годы двадцатого столетия. Я хотела передать атмосферу становления джазовых музыкантов в СССР, их творчества и общения. И, рассказывая о своем отце, Альберте Ходжа-Багирове, который работал в известных музыкальных коллективах Советского союза, я хочу вспомнить окружавших его людей и стараюсь отразить свое отношение к этому жанру. Мне было интересно перенестись в моё детство, когда и я начинала свою музыкальную жизнь. Творчество – оно всегда безгранично, это поле, где зреют самобытные ростки, так вот и джаз с его многогранностью расцвел во всем многообразии у нас в стране.

Каждая эпоха имеет свои опознавательные знаки. Пятидесятые были для папы непростыми, поскольку при серьёзной учёбе необходимо было находить время для подработки.
И труд не был напрасным. В 1956 году в Клубе Моряков в Баку проходил Первый республиканский фестиваль молодежи, где папа занял первое место за активную работу. Они с друзьями не раз собирались в Клубе Моряков, чтобы рассказать о новостях в искусстве, пели, танцевали, это их сближало, давало толчок для новых идей, для написания музыки. В конце лета, когда все возвращались из отпусков, молодые люди прогуливались по центру города, девушки демонстрировали свои наряды и кокетничали, но отношения с ребятами были сдержанными и чистыми, без поцелуев напоказ, как это принято сейчас. Каждое десятилетие имеет свой оттенок. Кажется, что это время было каким-то романтическим, где вечерами студенты спешили на танцы, и неважно из чего было сшито платье или как покрашены туфли, всё выглядело так, как будто куплено вчера в центральном магазине. Были журналы мод, которые развивали фантазию молодых девушек, и они делились между собой идеями. А ткани можно было купить.

Именно на одном из таких танцевальных вечеров познакомились мои родители. Мама пела в самодеятельности, а папа играл в оркестре. Он долго ухаживал за ней, и, наконец, мама согласилась стать его женой. В 1950-е годы мама пела в хоре им. Григория Верёвки, что было очень почётно. Обладая яркой внешностью и практически профессиональным голосом, она могла сделать певческую карьеру. Но, окончив учёбу в Педагогическом институте в Пятигорске и переехав в Баку, мама начала работать заведующей детским садом, потом появилась я, и пение, к сожалению, ушло на второй план. Но она активно жила жизнью папы и его творчеством.

Зазвенели цикады по-южному,
То ли джаз, то ли блюз зазвучал.
Молодёжь яркой стайкою дружно
В танцевальный слетается зал.

Сквозь бокал недопитого красного
Силуэт красоты неземной.
И тромбон с саксофоном так ласково
О любви нам играют с тобой.

В 1957 году молодые музыканты во главе с Рафиком Бабаевым, пианистом и талантливым джазистом, создают свой первый джазовый коллектив – квартет, в который вошли Владимир Сермакашев, Валя Багирян и папа. И в том же году певец Рашид Бейбутов, которому вскоре будет присвоено звание Народного артиста СССР, создаёт свой оркестр, где параллельно работают эти молодые артисты. В 1959 году папа становится участником декады Азербайджанского искусства и литературы в Москве. Интересно было найти в домашнем архиве удостоверение об этом событии. Он рассказывал, как полезно было познакомиться и общаться с коллегами из других республик. Впервые на сцене Большого театра музыканты сопровождали Рашида Бейбутова в оркестровке оперы Фикрета Амирова «Севиль», где певец исполнил партию Балаша, главного героя этой оперы.

И тогда же, в 1959 году, вместе с ансамблем «Гайя» папа выступал в Театре Эстрады в Москве с песнями «Зибейда» и «Желтые листья». В конце пятидесятых в Москве появилась группа совсем юных музыкантов, которая называлась «Золотая восьмерка». В неё входили саксофонисты Георгий Гаранян и Алексей Зубов, трубач Виктор Зельченко, тромбонист Константин Бахолдин и другие. Так вот, «дядю Костю» (Бахолдина) и его замечательную жену тетю Ледю я знала с детства. А когда я переехала в Москву к родителям, мы много раз ходили друг к другу в гости. Это были незабываемые творческие встречи, обмен опытом, импровизации, беседы о современных джазовых направлениях и многом-многом другом. Музыканты с неподдельным энтузиазмом относились к искусству, любили свое дело и отдавались ему полностью. Рядом с нами жил трубач Владимир Коновальцев, и каждый Новый год мы все собирались у него. Впоследствии он уехал в Америку.

Нашла вырезку из газеты «Культура» г. Махачкалы. Статья «Новый эстрадный ансамбль республики» рассказывает, что при Дагестанской филармонии создан молодежный эстрадный вокально-инструментальный ансамбль. Названия у него пока нет, но непременно появится и будет весёлым, и привлекательным, как тогда обещал основатель, композитор и художественный руководитель ансамбля Мурад Кажлаев. Членами инструментального трио были: Рафик Бабаев, Алик Ходжа-Багиров и Аркадий Дадашьян – рояль, контрабас и ударные.

Вот как вспоминает об этом сам Мурад Кажлаев: «Это была молодость, время поисков, отваги. От идей и планов кругом шла голова…»

И уже вскоре эти молодые ребята были приглашены на гастроли, в которых принимали участие такие музыканты, как Муслим Магомаев и квартет «Гайя» («Гая»). В прессе писали о «Гайе»:

«Немногие в городе успели познакомиться с ансамблем. Он только родился. И каждый концерт этого коллектива – это праздник песни. В состав исполнителей входят инструментальный квартет: Рафик Бабаев – рояль, Альберт Ходжа-Багиров – контрабас, Аркадий Шабашев – тромбон, Аркадий Дадашьян – ударник; и вокально-инструментальный квинтет: Рауф Бабаев, Ариф Гаджиев, Тимур Мирзоев, Тофик Мирзоев и Лев Елисавецкий». Вот таким коллективом они уехали на длительные трехмесячные гастроли по Дальнему Востоку, после которых инструментальный квартет перешел работать в ансамбль Рашида Бейбутова.

Шестидесятые годы были необыкновенно раскованными в плане творчества. Многие молодые люди того времени увлекались джазом. Для них общение с джазом стало потребностью, составной частью духовной жизни, модой и стилем жизни. Шестидесятые годы – качественно новый, на мой взгляд, этап в истории советского джаза. Он вошел в сферу инструментальной музыки, что дало новые выразительные средства. Советский джаз развивался очень стремительно: стал звучать по радио, в молодежных кафе, клубах, на концертах.

Что же такое джаз? Когда короля джаза Луи Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять!» Утверждают, что Фэтс Уоллер на тот же вопрос ответил так: «Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами!» Немного заносчиво и грубовато, но лучше не объяснить. Даже самые великие музыканты не могли дать четкого ответа на этот вопрос. Конечно, можно сказать, что джаз – это течение в музыке, основанное на творческой импровизации, интересном сплетении авторского начала и национального колорита и пр. Импровизация, выросшая из фольклорной вариантности, даёт для такой игры беспредельный простор. И даже когда исполнитель импровизирует на одну и ту же тему, пьеса каждый раз звучит по-новому. В джазовом концерте всегда присутствует тесная связь оркестра и аудитории. И, конечно же, ритм! Импровизатор, пользуясь словами Ираклия Андроникова, одновременно «автор и герой этого автора».

В шестидесятые годы папа продолжал учебу в Бакинской консерватории по классу контрабаса, а до этого окончил музыкальное училище имени Асафа Зейналлы по классу виолончели. В консерватории учился у известного преподавателя, профессора Владимира Аншелевича, имевшего признание и авторитет в музыкальном мире Баку. Кстати, Муслим Магомаев тоже консультировался у этого гения своего дела. В 1967 году папа успешно окончил консерваторию по специальности «педагог, артист оркестра». Ещё учась в консерватории, он работал в симфоническом оркестре под руководством известного советского, азербайджанского дирижера и композитора Ниязи при Бакинском академическом театре оперы и балета им. Ахундова. Там он приобрел опыт академического исполнения. Но всё же папиной стихией был джаз!

Папина молодость прошла в период яркого джазового всплеска – в те самые незабываемые годы. Он с друзьями был одержим этим течением. Помню магнитофон, который работал на износ, с утра до ночи. Записи Эллы Фицджеральд, Луи Армстронга были учебным пособием. Утро, запах ароматного кофе, распахнутые окна и приветствие соседей, которым так нравилось слушать джаз, вносящий необыкновенное чувство свободы, раскрепощения и счастья.

У нас дома море фотографий того периода, часть из которых вошла в эту книгу. Папа очень увлекался фотографией. Тогда это был целый процесс. В домашних условиях, закрывшись обычно в тёмной ванной комнате, проявляли снимки в специальном растворе, на специальной бумаге, развешивали их, как простыни, и мне казалось это очень забавным!

Но все, что сделано своими руками, это очень ценно и дорого.

Что касается музыкантов, которые звучали в городе, то их было много, и все они учились не только в музыкальных заведениях, но и друг у друга, на эстраде.

Начну с Владимира Владимирова, замечательного джазового музыканта, пианиста. Владимиров много гастролировал по разным городам с Бакинским эстрадным ансамблем Азербайджанской Государственной Филармонии. Свой музыкальный путь он прошел, как и все коллеги: через музыкальную школу при консерватории, училище им. Асафа Зейналлы и консерваторию им. Узеира Гаджибекова. Папе посчастливилось работать с ним. Владимиров проявлял истинный фанатизм и преданность своим творческим идеалам. В основе его джаза был традиционный стиль всех великих мастеров – Джорджа Гершвина, Дюка Элингтона, Гленна Миллера, Каунта Бейси и др. Владимир Владимиров принадлежал к плеяде первых бакинских стиляг. Он всегда был необыкновенно элегантно одет и играл на фортепиано с неподражаемым шармом.

В 1963 году родилась я, и меня назвали в честь легендарной джазовой певицы Эллы Фицджеральд. Да, да именно так… Так что всё было серьёзно. Папа шутил, говоря о том, что если бы родился мальчик, то назвал бы его Луи – в честь Луи Армстронга… И когда у замечательного пианиста Рафика Бабаева родилась вторая дочка, мама Рафика в ответ на вопросы о поле новорожденного смеялась: «Ну что, вы не знаете? В джазе – только девочки!»

Как приятно вспоминать эти смешные истории, когда люди с юмором воспринимали происходящее с ними. Вообще, жизнь тогда была очень насыщенная, непринуждённая и весёлая, невзирая ни на что. Оглядываясь назад, я понимаю, что и тогда были трудности, но людям свойственно идеализировать былое и в памяти оставлять только хорошее и доброе.

В нашем доме джаз звучал круглые сутки – утром, днем, вечером, ночью. Всегда! Что же предшествовало всему этому восхитительному «безумству»? Ребята-студенты играли на всевозможных вечерах, которые организовывали институты, клубы и т.д.

Нашла статью из газеты «Советская культура» за 1965 г. Автор – физик и большой знаток джаза Алексей Баташев, написавший очень интересную книгу «Советский джаз», говорил в ней о необходимости профессиональной подготовки джазовых музыкантов. Вводились курсы джазовой аранжировки на теоретико-композиторском факультете в Московской консерватории. Но этого было, конечно, ещё недостаточно. Появилось немало джазовых музыкантов, которым постоянно были необходимы занятия, опыт совместной игры, общение друг с другом и с коллекционерами джазовых записей. И как результат возникали джаз- клубы в Вильнюсе, Петрозаводске, Ленинграде. С 1960 г. джаз-клуб существовал в Москве при Доме культуры энергетиков на Раушской набережной.

Вся молодежь проводила свободные вечера в подобных клубах.

Ещё один интересный эпизод. В шестидесятых в Баку с оркестром Константина Орбеляна на гастроли приехал известный французский шансонье Жак Дувалян. Это был певец совсем из другого мира: элегантный, полный жизни, с отточенными манерами настоящего эстрадного артиста… В 1954 г. он приехал в Ереван из Парижа, чтобы выучиться на астрофизика, а стал певцом. Как интересно может сложиться судьба человека. Для советских людей он был воплощением французского шика. Приехав в Баку, он познакомился с местной музыкальной элитой и решил создать оркестр из лучших бакинских джазменов. В него вошли Владимир Сермакашев, Аркадий Дадашьян, Рафик Бабаев. Был приглашен и папа. Ансамбль просуществовал три года. Объездили музыканты полстраны и перезнакомились с известными джазистами. Для всех музыкантов, игравших у Жака Дуваляна, участие в работе ансамбля было новой ступенью на профессиональной лестнице, они вошли в другую эру музыкального развития, научились свободной манере исполнения. Очень жаль, что многих музыкантов уже нет в живых… Но память о том небольшом промежутке их работы с Жаком Дуваляном осталась…

В 1966 году Рашид Бейбутов создает новый небольшой оркестр и «Театр песни», которому они с Рафиком Бабаевым отдали тридцать лет творческой жизни. Сколько городов Советского союза объездили музыканты! Были в Турции, Афганистане…

В детстве родители брали меня на концерты, я прекрасно помню незабываемый голос Рашида Бейбутова, звучащий мощно, звонко, завораживающе. Профессионализм, требовательность ко всем и ко всему – одно из главных качеств певца. В статье «Поиск отраден» бакинской газеты «Вышка» корреспондент С. Мирзоев писал: «Бейбутов оказался очень требовательным, даже придирчивым. Он взвешивал каждое слово песни, подолгу обдумывал каждый нюанс в музыке. Сочинялась мелодия – он был рядом с композитором, создавались стихи – он не отходил от поэта». Это был труженик, проводивший на работе по 12 часов, репетируя уже готовые песни. Человек, обладавший необыкновенной манерой общения с музыкантами, поэтами. И хочу отметить его любовь ко всем музыкантам, с кем он работал, в том числе и к папе.

Театр песни – это театрализация песни, изобретение далеко не новое. Был московский, чешский, американский мюзик-холлы. И вот Рашид Бейбутов сделал интересную программу под названием «Пою тебя, родной Азербайджан». Фоном для песен служили три экрана, на которых пробегали кадры, иллюстрирующие идею произведения. Зритель таким образом попадал под тройное воздействие: поэзии, музыки и изображения. Всё было сделано безукоризненно. Меня ещё ребёнком водили на концерты, и эти спецэффекты производили на меня колоссальное впечатление. Детская память живая, и когда я вновь переношусь в те годы, то вижу перед глазами небольшую квартиру моих родителей в центре города, где очень часто собирались музыканты вместе с Рашидом Меджидовичем. В то время неважно было, сколько у тебя комнат и сделан ли у тебя евроремонт или нет. Общение, интеллект и музыка – вот что было основой встреч. Говорили, шутили, перебивая друг друга, ели совсем немного, но пили чай в большом количестве, пробовали вкусные сладости, либо приготовленные своими руками, либо из магазина, но всегда свежие и ароматные. Магазин кондитерских изделий был рядом с домом, и когда чего-то не хватало, меня посылали с ребятами со двора за покупками. Как-то, купив пахлаву, мы по дороге съели несколько кусочков, и мама, тихо улыбнувшись в прихожей, дала ещё денег и отправила заново, всё было настолько естественно, что гости даже ничего не заметили. Помню лето, дни рождения у мамы и папы рядом – третьего и четвертого июня. Так вот, поскольку двери в домах не запирались, приехал с утра один из музыкантов и привез подарок – фужеры для воды с нарисованными лошадьми и огромный букет розовых пионов, это были мамины любимые цветы. Родителей не было дома, но, когда они приехали и увидели сюрприз, безумно обрадовались. Почему-то этот день запомнился так ярко…

Сейчас, как известно, существуют различные тематические форумы. В 2014 году я случайно попала на форум, на страницу Рашида Бейбутова, где люди из разных стран обсуждали его талант, его выступления, эстраду того времени, музыкальную жизнь. Мне было очень приятно, что и я могу поделиться своими воспоминаниями об этом музыканте.

Юг нам принёс свой колорит, созвучие гармоний,
Мелодии капризный ритм для джазовых симфоний.
И в воздухе парит порой дыхание мелизмов,
И нет прекраснее «с ленцой» басовых механизмов.

И если вслушаться – любовь нас погружает в тему –
То можно мысленно создать и свинг, и джаз-поэму.
Для музыки нет стран, преград, она везде похожа:
И нежный соул, и регтайм, и блюз, наивно сложен.

И, окунувшись в синеву ручьёв и гор восточных,
Ты ощущаешь глубину истоков непорочных.
А память пишет на листе из детства зарисовку,
Чтобы замедлить жизни бег и сделать остановку…

В 1967 году Рафик Бабаев руководил квартетом «Баяты Кюрд», в состав которого входил и папа. Из биографии Рафика Бабаева: «В бабаевском коллективе всегда работали музыканты высокой джазовой выучки: Юрий Сардаров, Альберт Ходжа-Багиров, Михаил Петросов, Аркадий Дадашьян и другие». Вообще, 1966-1967 годы были легендарными для квартета. Он участвовал в Международном джазовом фестивале в Таллине и стал лауреатом этого международного конкурса.

Знаменитый советский писатель Василий Аксенов, побывавший на джаз-фестивале в Таллине в 1967 году, в рассказе «Простак в мире джаза или Баллада о тридцати бегемотах» писал:

«Первого из тридцати бегемотов я увидел еще в аэропорту Внуково. Он был в зеленой брезентовой попоне, и его несли к самолету два смуглых внушительных молодых человека… Я влез в микроавтобус, где уже сидели молодые люди из московской кинохроники со своей аппаратурой. Потом в открытых дверцах появился бегемот. Бакинский квартет во главе с Рафиком Бабаевым хлопотал вокруг него. Наконец, устроились. Бегемот лежал у нас на коленях, смиренный и смущенный своей неуклюжестью, очень милый, и басист Альберт Ходжа-Багиров, посмотрев на своего питомца, хмыкнул и развел руками, уж вы, мол, не обижайтесь на моё чудовище».

В 2017 году, к пятидесятилетию проведения фестиваля в Таллине на эстонском «Радио 4» в передаче Ирины Свенссон «Послушайте джаз» впервые прозвучали ранее не издававшиеся концертные записи, в том числе «Квартет Рафика Бабаева» – Баку.

Не так давно я познакомилась с этой замечательной ведущей музыкальных радио-циклов в Таллине. Ирина Свенссон – создательница музыкального блога про джаз-фестиваль шестидесятых годов, который как раз и проходил в этом замечательном городе. С такой любовью, с таким романтизмом, не говоря уже о профессионализме, она рассказывала про бакинский состав во главе с Рафиком Бабаевым, что у меня возникло ощущение, что я побывала на той музыкальной площадке, на улицах Таллина в шестьдесят седьмом году и прочувствовала ту невероятную атмосферу творчества, праздника, музыки и радости, которую испытывали все жители города и гости. Это просто чудо. Бакинские музыканты выступили с «Зулейхой ханум» и «Лунным вальсом». Основой «Лунного вальса» послужила музыка Исаака Дунаевского, но с какой необыкновенной фантазией и шармом звучала тема и вступление в исполнении пианиста Рафика! Ощущение свободы, весны и любви! Джаз-фестиваль был событием для всего Советского культурного мира и гостей, которые приехали в Таллин.

На фестиваль прибыли свыше тридцати джазовых групп и оркестров, свыше 150 представителей прессы, радио и телевидения. На улочках Таллина, особенно в Старом городе, витал запах крепкого кофе и сладкой выпечки. Художники открыли выставки живописи, графики, фотографий на тему джаза и грампластинок. Дойдя до извилистой средневековой улочки Виру, можно было купить книгу музыковеда Вальтера Оякяэра «Джазовая музыка». Атмосфера была необычайно творческая и яркая.

Завершая разговор о шестидесятых, немного хочу остановиться на небольшом фильме «Ночной разговор». Это короткометражный музыкальный фильм, автор и режиссер Октай Мир-Касимов, композитор Рафик Бабаев, музыканты – квартет Рафика Бабаева, в том числе и папа. Музыка импровизационная, каждый музыкант имеет своё соло, чувствуется необыкновенная свобода и динамика. Это одно из многих музыкальных выступлений по телевидению тех лет.

Ты, аккорды взяв, еще не знаешь,
Как разбить мозаику из звуков.
Иногда ты нежный вальс играешь,
А порой капризный блюз бамбука…

Ты плывешь рекой идей и стилей,
Карнавалов или водевилей.
Будни или яркие соблазны –
Все уроки жизни не напрасны…

Жизнь моего отца была коротка. Он умер в 1999 году, ему было всего лишь 61 год.

Но он успел прожить яркую и творческую жизнь…

Веточкой тонкою, нитью бессмертною
Годы проносятся, в них не вернусь.
Так много сказано, так много сделано,
Все, что имею, за это молюсь.

Ты очарован был музыкой джазовой
И лейтмотивом пронес через жизнь.
А композиции сильные, разные –
Словно рекой полноводной лились.

С фальшью звучанья душа несогласная
Не сторонилась ни бед, ни труда.
Ты для меня ангел самый прекрасный,
Тот, что парит надо мною всегда…

С любовью, дочь Элла.

Список использованной литературы:

  1. Рауф Фархадов, Фарида Бабаева. Рафик Бабаев, от темы к импровизу. Баку, 2010.
  2. Л. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. Москва, Советский композитор, 1988.
  3. А. Мюлькиянц. В поисках прошлого. Москва, 2000.
  4. Владимир Фейертаг. Джаз ХХ век, энциклопедический справочник.
  5. Александр Медведев, Ольга Медведева. Советский джаз. Москва, Советский композитор, 1987.
  6. Короткометражный фильм «Ночной разговор».
  7.  Статья о папе ВКонтакте, в группе «Бакинский джаз».

Об авторе:

Элла Багирова (г. Москва)

О себе: «Пройдя путь от ученицы специальной музыкальной школы до преподавателя Московского Экстерного Гуманитарного Университета,  я и сегодня нахожу в музыке новые и глубинные темы. В МЭГУ была почетным преподавателем, награждена медалью университета «За активное внедрение музыкальных навыков в работе с гуманитариями».

Учебные пособия:

  • Музыка, пение, хореография. Теоретический курс 1994 г.  Москва МЭГУ
  • Музыковедение. Реферативный курс 1997 г. Москва МЭГУ
  • Методика обучения младших школьников. Методический курс 1997 г. Москва МЭГУ

Параллельно с преподаванием я продолжала шефскую деятельность по подготовке концертов для студентов МЭГУ в школах, училищах и на других площадках, что давало молодому поколению опыт взаимодействия с публикой, прибавляло знания в области классической и эстрадной музыки. Несколько лет назад стала пробовать писать стихи, прозу. Книга, которую я представляю, в целом основана на документальных фактах и семейных хрониках, к которым добавлены мои стихи. Я бережно храню память о своём отце – музыканте, который стоял у истоков развития джазовой музыки в нашей стране. Спасибо большое всем знакомым музыкантам, которые предоставили информацию и помогли мне в работе над книгой!»

Оцените этот материал!
[Оценок: 7]