Шаклеина Алла — Незабытая скрипка

Мне следовало начать свой рассказ как обычно: «Эта случилось давным-давно…» Но будет правильнее: «Эта история продолжается…»

Когда-то в молодости я часто ездила по железной Транссибирской магистрали. Во время очередного долгожданного путешествия, я впадала в магическую энергетику вагонной романтики, писала стихи, глазела на собратьев, упивалась видами сибирских пейзажей и закутанных в них полустанков, трепетно копила впечатления и мечтала. Множество пассажиров, безликих и ярких, фланировали туда-сюда, раздражая или умиляя, но одна дама интеллигентного облика и не совсем ещё в возрасте запомнилась мне на всю жизнь.

Она села в Кургане с небольшим саквояжем и объёмным пакетом. Её живописная внешность, как говорят художники, многозначительно повествовала о хозяйке. Глянешь порой на иного пассажира и за минуту опишешь его жизнь, а с этой дамой – не тут-то было. Волосы уложены не по модным законам нашего времени, блуза тургеневского покроя с пуговками-смородинками бессчётного количества, считай хоть до самой дальней станции. И взгляд спокойный, глубокий и утонуть бы, да вот нет, не пускает она в себя.

Люди везде, казалось бы, одинаковые, но в Сибири они особенные! Убеждалась я в этом неоднократно – они отмечены какой-то особой открытой простотой, умением выражать свои мысли без намёков и условностей, обычно первыми вступают в диалог, который сами и поддерживают, не позволяя беседе угаснуть. Но эта дама молчала, она, вероятно, мечтала о чём-то, останавливая свой взгляд, утопая в задумчивости. Но самое примечательное было то, что она машинально поглаживала большой пакет, похоже, сама того не замечая.

Прошло часа два. Дама открыла саквояж, такой же «интеллигентно старинный», как она сама, достала большую нотную партитуру и стала читать. Я впервые видела, что партитуру читают, как какой-нибудь увлекательный роман. Она читала, перелистывая, потом замирала, бросала взгляд на мальчика, ехавшего с мамой на соседней полке.

Ближе к ночи дама рассказала, что когда она была маленькой девочкой, нашли они с мамой в поезде нотную тетрадь и скрипку, которую, по словам мамы, ей оставил «ангел музыки». Этот подарок судьбы перевернул всю её дальнейшую жизнь. Благодаря этой истории, девочка стала талантливой скрипачкой, а потом и профессором консерватории.

…Утренний солнечный луч, пробивающийся через полосу приоткрытого окна, ворошил разбуженные пылинки от только что потревоженного одеяла. На соседней полке стопкой лежало сложенное бельё, а на том месте, где сидела дама, лежали скрипка и партитура. «Нет, не забыла», — пронеслась первая мысль.

Проснулся мальчик, я сказала: «Митя, это тебе». Я внимательно смотрела на Митю и боялась, что он не проявит интереса, что не возьмёт, отвернётся. Во власти этого маленького мальчика было «спасти» мою жизнь, «отворить окно», впустить живительный глоток успокоения. Митя смотрел на скрипку, переводил взгляд на маму, на меня… прикоснулся к смычку, улыбнулся и сказал: «Теперь я буду играть музыку!»

В это мгновение зазвучала музыка в моей душе, в купе поезда, качающегося где-то между кедрачами и обветшалым плетнём, между сном и явью, его величеством случаем и мальчиком Митей, чья судьба была предопределена здесь и сейчас.

Я поняла, что произошедшее сегодня не конец волшебной истории, рассказанной в поезде случайной попутчицей, а её продолжение, при котором мне посчастливилось присутствовать.

Почему именно в поезде, я не знаю. Наверное, потому что музыка, как и поезда, это вечное движение. Это перемещение во времени и пространстве. Это бесконечные квантовые скачки из запредельного в прекрасное. Я подумала, что ноты – это прицепные вагоны, из которых и складывается гармоничный состав мелодии, летящей вперёд к своей станции, чтобы набрать глоток воздуха, прожить его и вновь следовать за свежим, за новым вдохом, до ожидаемой и такой недолгой остановки. И ещё более долгожданного движения дальше.

И вот уже много лет не покидает меня мысль, почему именно мне была дана радость стать участницей этого события, оказаться в нужном месте и в нужном времени, пройти по краешку чьих-то судеб. Наверное, именно тогда мне был необходим этот урок добра, таинства и волшебства.

Через несколько лет я вышла замуж, у меня родился сын, который волей судьбы, один из всего нашего большого семейства, к удивлению нашему с мужем – профессиональных художников – захотел играть на гитаре. И его, как и Митю, отметил «ангел музыки».

Как сложилась судьба Мити, сейчас уже, конечно, Дмитрия, я не знаю. Но точно могу сказать, что когда-то на какой-нибудь станции он войдёт в поезд с большим пакетом и со старенькой, потёртой партитурой в руках. Потому что эта история живёт, будет жить и продолжаться. Потому что музыка не томится в клетке, она птица вольная, и сам Бог знает, к кому она прилетит в следующий раз, сядет на плечо и скажет: «Я твоя». Тогда, в молодости, я не придала этой истории значения, но сейчас я точно знаю, что ничего в жизни не бывает случайно. Жизнь мудрее нас!

Для меня так и осталось загадкой, что это была за партитура, но на узких полях журнала разными почерками и чернилами были написаны имена, станции и даты, куда залетал «ангел музыки».

Об авторе:

Алла Александровна Шаклеина (г. Тольятти)

Член Союза российских писателей. Художник, преподаватель академического рисунка и живописи. Автор книги стихотворений «Акватория воспоминаний» (2021)  с авторскими иллюстрациями.

Публиковалась в литературных сборниках и периодических изданиях: «Между строк», «Поэзия Тольятти», «Город», «Литературная газета», «Новый мир», «Новый Енисейский литератор» (Красноярск), «Журнальный мир», «Яблочный спас» (СПР), «Адреса Победы» (СРП), «Аргамак» (Татарстан).

Обладатель диплома финалиста и специального приза жюри литературного конкурса стихов «Есть только музыка одна» имени Д. Симонова (Москва, 2021).

Произведения вошли в шорт-лист литературного конкурса имени Всеволода Остена (Калининград, 2023), а также в лонг-лист: международного поэтического конкурса «Состояние полёта» (Москва, 2023), конкурса «Яблочный Спас» имени Евгения Гусева (Москва, 2023), Международного литературного конкурса «Адреса Победы» (СРП, 2023).

Заняла первое место в поэтическом конкурсе «Голос Левитана» с присвоением звания Лауреата первой степени (МОО СП России, 2023).

Обладатель диплома за большой вклад в отечественную литературу и уважение к творческому наследию Мусы Джалиля (МОО СП России, 2023).

Оцените этот материал!
[Оценок: 14]