В чём отличие Марии Бершадской от других поэтов? В неповторимом искрящемся стиле её произведений. Поэзия Марии – необыкновенный сплав описания бытовых сцен, юмора и философских размышлений.
В этом убедились все, кто посетил творческую встречу с автором в библиотеке имени Макаренко 17 апреля.
Встреча носила название «О чём говорят с нами звёзды?». Так именуется одно из стихотворений поэтессы, и это произведение можно отнести к философской лирике. В нём заданы вопросы, но нет ответов на них. Автор предлагает читателю найти своё объяснение загадкам мироздания. У каждого человека собственная Вселенная, которая пересекается со множеством других миров. Все мы видим жизнь по-разному, поэтому с каждым из нас звёзды говорят о разном – о том, что ведомо лишь говорящему и слушающему.
Для автора стихотворения звёзды не безжизненные глыбы, а души ушедших предков. Они шепчут лирическому герою о надежде, о верном пути, о доброте:
Назад, – говорят, – посмотрите,
Заметьте вокруг доброту,
Сердца чудесам отворите
И всюду посейте мечту!
Но для других людей их речи наполнены иным смыслом, а некоторые и вовсе не слышат, о чём же они говорят и поют.
Даже те произведения Марии Бершадской, которые относятся к юмористическим, на самом деле содержат в себе ещё один пласт, гораздо более глубокий и серьёзный. Например, «Зеркало и кудряшка». На первый взгляд, это забавная зарисовка, воспоминание из детства: маленькая девочка не только с лёгкостью откручивает пуговицы с рубашки («ведь дефицита силы нет»), но и ломает дверцу у трюмо.
Проказница с любопытством рассматривает устройство зеркала:
Её потрогала «кудряшка»,
Устройство дабы изучить,
Задумалась, вздохнула тяжко:
«Ещё б вторую отвинтить…»
В самом конце произведения в зеркало смотрит всё та же милая «кудряшка», только спустя много лет. И она пытается понять уже не то, каким образом устроено зеркало, а по каким законам строится жизнь. Оказывается, жизнь так же хрупка, как старое трюмо: сломать её порядок очень просто. И, несмотря на то, что теперь в зеркало всматривается взрослая женщина, в душе она осталась всё тем же любопытным ребёнком, пытающимся добраться до сути вещей.
«В автобусе с виолончелью» – одно из самых ярких шуточных произведений автора, которое тоже прозвучало на встрече. Уморительная сцена поездки в общественном транспорте с огромным музыкальным инструментом описана с поразительной точностью и неповторимым юмором:
«Своею балалайкой всех убьёте!» –
Проникновенный вопль летит мне вслед.
Какой запал, заряд! Как в пулемёте!
Такой бы сохранить на много лет!
Однако, если мы «пойдём» чуть глубже, заглянем под первый пласт стихотворения, нам откроется несколько иной его смысл. Виолончель действительно не очень уместна в тесном автобусе и мешает окружающим людям. С другой же стороны, люди в общественном транспорте не способны проявить эмпатию, посочувствовать музыканту, понять, что лирическая героиня – человек творческий. «Невежды» в принципе не хотят понимать прекрасное, не желают разбираться в искусстве. Они зациклены на внешнем: пассажирам неудобно, кондуктор требует двойную оплату.
Все произведения, прозвучавшие на встрече, нашли живой отклик у зрителей всех возрастов. И школьники, и взрослые смеялись и грустили вместе с Марией Бершадской.
Также на мероприятии прозвучали песни на стихи автора в исполнении Юрия Володина и дуэта «Встреча» (Вера Ермолаева и Владимир Кутернин). Вдобавок Мария порадовала зрителей собственным вокальным исполнением в дуэте с Юрием Володиным.
Марина Анкудинова, ведущий библиотекарь Центральной районной библиотеки имени А.С. Макаренко
Фото: Ольга Волкова и Центральная районная библиотека имени А.С. Макаренко