Маятник жизни, или кое-что из теории и практики стихосложения

7 декабря в Новосибирской государственной областной научной библиотеке состоялась традиционная встреча любителей поэзии с объединением поэтов Новосибирского района «Созвездие». В этот раз своим творчеством поделился со слушателями поэт из п. Красный Яр Николай Пархоменко. В отличие от многих подобных вечеров, творческий вечер Николая Андреевича  был не только исключительно интересным, но и познавательным.  Для благодарных слушателей, ценителей его поэзии, впервые прозвучали стихотворения из его будущей книги «Маятник жизни» — так решил назвать поэт свой новый сборник, который ещё готовится к выходу в свет.

Но на этот раз презентация стихотворений удивила зрителя: разговор пошёл о том, как можно и нужно писать стихи. Почему-то эту тему на различных литературных встречах принято обходить стороной.  Тех же, кто пытается что-то сказать, произнести вслух о существовании законов поэтики, о работе над формой, размером, рифмой, обвиняют в занудстве, распугивании молодых талантов (некоторые из них не очень молодые), конформизме и прочих грехах. Николай Пархоменко решился на, казалось бы, совершенно невостребованную вещь: сделать небольшой экскурс в теорию стихотворчества. Со свойственным ему юмором, просто и доступно, на материале своих стихотворений поэт-лектор рассказал о том, что такое стих, стопа, чем отличается ямб от хорея; поговорили о способах рифмовки, мужской и женской рифме, с чем это всё едят и о многом другом. Были приведены примеры и редко используемых твёрдых форм в стихосложении, таких, как сонет, триолет, рондо, рондель.

DSCN9981

Действительно, встреча оправдала своё название: чтобы стрелки могли показывать верное время, маятник должен отбивать правильный ритм. Значит, чтобы жизнь зазвучала в строчках, чтобы стихотворение нашло отклик в душе другого человека, нужно соблюдать поэтические законы – законы ритма, законы созвучия.

С другой стороны, современные поэты пишут достаточно вольно, смешивают размеры, увлекаются белым стихом, экспериментируя на грани поэзии и прозы. И это интересно. Совсем не обязательно загонять себя в жёсткие рамки, писать только по раз и навсегда придуманному классическому шаблону. Наоборот, могут получиться неожиданные, свежие по звучанию и форме вещи. Единственное, что следует помнить: поэзия – это «…особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное» («Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона). Главное слово здесь – мера.

После выступления Николая Пархоменко все желающие могли воспользоваться свободным микрофоном. Ведущая, поэт и руководитель «Созвездия» Дёмина Валентина Михайловна, сначала предоставила слово участникам объединения, потом – всем, кто хотел почитать свои стихи. Владимир Чаплыгин, Фёдор Кузьмин, Людмила Абзаева, Катерина Новикова, Владимир Скачков, Татьяна Хлыстун – вот только несколько имён в длинном списке поэтов, которые порадовали гостей вечера своим творчеством. И все отмечали, насколько вовремя состоялся такой вечер, благодарили за удовольствие, полученное в процессе общения.

Ведь по большей части в поэтических объединениях не ведётся школа поэзии, всё сводится к чтению стихов, «себя показать и на других посмотреть», а среди начинающих поэтов часто можно услышать: «Стихи мне приходят с небес, пишутся сами, и не надо их править». Но иногда незнание элементарной теории стихосложения приводит к потере звучания, смысла, содержания.

И эта новая, неожиданная форма встречи с поэтом – своеобразная лекция, которую Николай Пархоменко построил, используя примеры собственного творчества, очень своевременна и необходима, особенно полезна она для людей, начинающих писать. Ведь знание теории не только не ограничивает поэта, но и расширяет возможности его творчества. Мы надеемся, что эта встреча положит начало таким встречам-лекциям – ведь чаще всего этим занимаются критики, но кому, как не поэтам, лучше знать, как покорять стихию слова? И от самих пишущих это предстанет совсем в ином свете, ведь, как всем известно, «суха теория, мой друг, но зеленеет жизни древо!»

 

Надежда Штейнпрейс

Оцените этот материал!
[Оценок: 1]