Тем, кто интересуется историей новосибирских театров, наверняка знакомо имя Лоллия Баландина — одного из самых знаменитых сибирских театральных деятелей. Сегодня исполнилось ровно сто лет со дня его рождения.
Талантливый человек, проживший долгую полную жизнь, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РСФСР, актёр, режиссер, создатель «Театра у микрофона», организатор массовых городских праздников, заведующий кафедрой журналистики, писатель, солдат, прошедший всю войну и награждённый орденом Отечественной войны II степени — таков портрет Лоллия Александровича.
Лолий Баландин родился 22 апреля 1921 года в Новосибирске и прожил в нём первые 6 лет. Его отец долгое время колебался в выборе между карьерой оперного певца и медицинского работника и потом пробовал себя в обоих качествах, окончив Томский университет с дипломом врача и одновременно филармоническое училище.
В 1932 году семья Баландиных переехала в Омск: Александра Ивановича направили в Омский медицинский институт на должность декана педиатрического факультета. Лоллий закончил 10 классов в Омске, поступил в Московский институт стали и сплавов, проучился 2 месяца и был призван в ряды Советской армии. А потом началась война. День победы Лоллий Александрович встретил на Дальневосточном фронте. Участвовал в войне с Японией и вернулся к мирной жизни только в 1946 году.
В это же году он поступил в Омскую театральную студию под руководством Лины Семёновны Самборской. «Я пришёл в студию сразу же после армии, после семилетней армейской службы, четыре года из которых пришлись на войну. Мы, фронтовики, стосковались по книгам, по учебным аудиториям, по преподавателям… Когда я узнал, что в студии обязательным языком считается французский, а не немецкий, который я изучал в школе, то даже обрадовался – так не хотелось учить язык недавнего врага. Приняли меня сразу на второй курс, но французский я подогнал и пошёл вровень со всеми студийцами после двух месяцев, потраченных на изучение совершенно до того незнакомого мне языка… Не удовлетворившись учёбой в студии, параллельно я поступил на заочное отделение филологического факультета Омского пединститута и умудрялся сдавать одновременно латынь и танец, старославянский язык и фехтование, введение в языкознание и сценическое мастерство» (из книги Лоллия Баландина «В театр влюблённые»).
Закончив учёбу в Омске – став и актёром, и филологом — Лоллий переехал в Новосибирск и поступил на службу в театр «Красный факел». С 1955 года он начинает писать очерки и литературные портреты, а также фельетоны. Появляются публикации в журнале «Театр». В это же время Баландин начинает сотрудничать с журналом «Сибирские огни». Работа в журнале продолжалась всю его жизнь. Всего Лоллий Александрович написал 8 книг и более 100 работ литературоведческого и театроведческого характера. С 1957 года становится членом Союза журналистов СССР, с 1965 года – членом Союза писателей СССР.
Затем Лоллий Александрович закончил Высшие режиссёрские курсы при ГИТИС, работал на московском радио, был главным режиссёром и главным редактором Новосибирского комитета по радиовещанию и телевидению. Затем учился в аспирантуре ГИТИС. В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию, написал и издал на её основе книгу о становлении истории и развитии театра «Красный факел».
Лоллий Александрович занимался не только театральной и литературной культурой Новосибирска. Он много ездил по городам Сибири и писал рецензии, делал наброски портретов театральных деятелей этих городов. В последние годы Баландин создавал учебную базу на кафедре журналистики при ВПШ.
«Удивительные повороты дарит мне всю жизнь судьба. Когда-то, ещё во время армейской службы, остановились мы с нашим подразделением в маленьком городке. Молодая женщина, с которой я познакомился, очевидно в шутку заявила, что она гадалка, взяла мою левую руку, посмотрела на линии ладони и уверенно сказала: «Проживёшь жизнь в стремлениях!» Я рассмеялся: не верил гаданиям. А на поверку-то вышло, что права гадалка. Ведь и в самом деле живу одним делом только до той поры, пока его не познаю до конца. Познав, стремлюсь к новому, от него — к ещё более новому».
Светлана Сидельникова