Фильм «Чекист» снят в 1992 году и основан на повести Владимира Зазубрина «Щепка».
Режиссёр: Александр Рогожкин.
В ролях: Игорь Сергеев, Алексей Полуян, Михаил Вассербаум, Сергей Исавнин, Василий Домрачев, Александр Медведев, Виктор Хозяинов, Александр Харашкевич, Игорь Головин, Нина Усатова.
Название исходного произведения отсылает нас к русской пословице «Лес рубят — щепки летят». Рубка леса здесь — «очистка» послереволюционного общества от чуждых ему элементов, а щепки — это человеческие жизни.
Действие происходит в страшные времена «красного террора», когда без суда и следствия были уничтожены миллионы людей. Главный герой фильма — чекист Андрей Срубов. Каждый день он вершит свою жестокую работу: аресты, допросы, расстрелы… Порой ему приходится приговаривать к смерти тех, с кем он вчера ещё сидел за одним столом. Но действительно ли дело революции требует кровавых жертв? Зачем всё это? Есть ли высшая цель, которая может всё оправдать? Мысли об этом, а также личные проблемы постепенно сводят Срубова с ума.
!!! Фильм содержит сцены жестокости и не рекомендуется к просмотру лицам младше 18 лет, а также впечатлительным людям !!!
Интересные факты:
Хотя фильм в целом довольно точно повторяет первоисточник, некоторые акценты расставлены по-другому, а детали изменены. Самое главное отличие в том, что в книге Срубов, хоть порой и задаётся философскими вопросами, но всё-таки оправдывает террор тем, что впереди ждёт светлое будущее. Причиной сумасшествия становится его фанатичная приверженность идее революции, которую он представляет себе как живое существо, требующее служения и жертв. По фильму же складывается впечатление, что героя сводят с ума остатки совести и человечности, сопротивляющиеся его ежедневной работе палача.
У книжного Срубова есть надежда на то, что «кровавая река» когда-то превратится в «безбрежный солнечный океан». Фильм же пронизан безыходностью и ощущением бессмысленности всех принесённых революции жертв.
Такая немаловажная часть повести, как сны Срубова не вошла в фильм, так как технически реализовать их в то время, когда снимался фильм, было довольно проблематично. Между тем, сны главного героя очень символичны и помогают полнее понять его внутреннее состояние.