Организаторы проекта «На писательской улице» продолжают серию интервью со спикерами проекта. Среди тех, кто будет рассказывать о новосибирских улицах, немало людей творческих и весьма интересных. Один из них — Юрий Татаренко, актёр, журналист, поэт, член Союза писателей России, автор девяти сборников стихотворений. Публиковался в литературных журналах и альманахах России, Украины, США, Германии и Франции.
— Юрий Анатольевич, вы закончили Новосибирское театральное училище, но сейчас работаете журналистом. Где осваивали нынешнюю профессию?
— Журналистику, театральное дело, литературу можно и нужно осваивать всю жизнь. Так что я по-прежнему в процессе. После училища у меня были потрясающие 10 лет жизни в Томске. Сейчас мне интересно сотрудничать с различными СМИ. Первая публикация в газете «Советская Сибирь» была в 1985 году, когда я в пятом классе написал мини-фельетон о работе ЖЭУ. А в начале 2000-х эта «бацилла» проявила себя вновь – и больше не дает о себе забыть, — улыбаясь, рассказывает Юрий Анатольевич.
Профессия журналиста меня привлекает своей многозадачностью. Ты должен владеть разными жанрами – репортажем, эссе, интервью… Надо разбираться в разной тематике – от науки и производства до культуры и спорта. Все это безумно интересно: журналистику, как, впрочем, и театр я называю «конвейером эксклюзива».
Первые материалы печатал в газете «Томский вестник», в основном это были интервью со звездами сцены – к примеру, Юрским, Дуровым, царство им небесное. Диплома выпускника журфака у меня никто никогда не требовал. Постигал специфику и тонкости редакционной работы самостоятельно.
— Помните свои ощущения, когда вышла ваша первая книга стихов «Рассвет в формате интервью»?
— Это было в Томске в сентябре 2003 года. Издать сборник помогло местное отделение Союза писателей России к началу Всесибирского семинара молодых литераторов. До этого у меня уже были публикации стихов в газетах и журналах, выигрыш Гран-при на областном поэтическом конкурсе. Но книга – это, конечно, совсем другая степень ответственности. Когда я принес редактору 60 стихотворений, он выкинул половину! И я все лето писал новые. В конце года на мой «Рассвет» вышел небольшой, но очень доброжелательный отзыв в Москве, в газете «Литературная Россия», что стало для меня большим сюрпризом.
Дебютный сборник преподнес два важных урока: я понял, что нужно учиться давать автографы и обращать внимание на то, какие стихи окажутся на развороте книги, поскольку ее далеко не все начинают читать с самого начала!
— Какую из своих книг вы считаете наиболее успешной?
— Ну, Госпремию ни одна еще не получила, — улыбается Юрий Анатольевич.
Вообще, что такое успешная книга? Публика тепло встретила все мои 8 сборников. Неделю назад забрал из типографии тираж девятого, пора составлять график презентаций.
Книги получались разными: в первые два сборника вошла только лирика. Затем была книга иронических миниатюр «Дребеденчики» с великолепными иллюстрациями томского художника Константина Фомина. Были у меня и книга гражданской поэзии «Чтонатворительный падеж» с предисловием Сергея Шаргунова, и книжка-малышка верлибров «Две рифмы».
Я пишу не ради успеха. Стараюсь в каждой книге отобразить приметы нашего времени. Тиражи у меня небольшие, 500-1000 экземпляров. Скорость их распространения меня вполне устраивает.
Пожалуй, можно считать авторским успехом предложение издаться в другом городе – и совершенно бесплатно! Таких случая у меня было два: одна книжка вышла в Красноярске, другая в Москве – но в родном Новосибирске их мало кто прочел, а это трудно считать успешной судьбой, согласитесь.
— Вы являетесь пятикратным победителем городских поэтических турниров, выигрывали слэмы в других городах, становились лауреатом всероссийских и международных конкурсов и премий. Какая награда для вас наиболее значима?
— Действительно, меня отмечали неоднократно – как поэта, прозаика, критика, драматурга, журналиста, актера, певца, юмориста, автора телепрограммы. Я радовался каждой премии. Где-то было больше сотни претендентов на победу, где-то несколько десятков.
Помню, я приехал в Красноярск на финал Всероссийского конкурса «Король поэтов», в первом туре выступал предпоследним – и, чем ближе был мой выход, тем я отчетливее понимал: здесь все очень сильны, победы достоин любой. В таких схватках испытываешь особый драйв. Тогда я стал вторым, но мог вылететь в любом из пяти туров. По итогам конкурса мне издали книгу – это стало отличным бонусом к титулу.
— В Новосибирске живёт почти девяносто профессиональных писателей. Много ли тех, кто превосходит вас по уровню мастерства?
— Да уж, одних только поэтов – ярких, самобытных – у нас никак не меньше сотни… В литературной и любой другой творческой среде интересно жить, тут не расслабишься. Мне нравится девиз чудесного Бориса Гринберга: «Удивлять самого себя!» Это значит – нужно стараться повышать свой уровень неустанно. Но это не гонка, нет – открывать свои новые возможности необыкновенно захватывающе.
Что считать критерием мастерства? Наверное, публикации в очень авторитетных изданиях. Авторов «Знамени», «Дружбы народов», «Плавучего моста», «Воздуха», «Ариона», «Юности», «Литературной газеты» у нас не так много. Удивить главных редакторов тоже не так просто – но тоже возможно.
— Вы переживали творческий кризис? Как справлялись?
— Я не писал стихов 6 лет – после ухода из театра. Активно реализовывал себя в журналистике и думал: ну, все, с поэзией простился навсегда. И вдруг стихи вернулись. Период «бесстыжего бесстишья» – важный этап накопления эмоций, когда идет серьезная внутренняя работа. Прекрасно сказала Мария Петровых: «Умейте домолчаться до стихов!»
Сильнейшие впечатления молодости – от романа Кортасара «Игра в классики», стихов Вики Ветровой и двухтомника Ницше. В поэзии Серебряного века выделяю Есенина, Маяковского и Цветаеву, их экспрессия и магнетизм потрясает до сих пор. Великолепна проза Чудакова – «Ложится мгла на старые ступени». Из ныне живущих поэтов нравятся многие – Куллэ, Кабанов, Быков, Остудин, всех не перечислить…
— Расскажите о своих планах – в каком направлении планируете расти?
— Хочу выпустить большой сборник интервью, записать альбом авторской песни и продать либретто мюзикла «Ермак»!
Елизавета Легкоступова
Фото Катерины Скабардиной