В состав постановочной группы мюзикла «Кентервильское привидение» по знаменитой сказке Оскара Уайльда вошло новосибирское трио: выпускница НГТИ, режиссёр Джемма Аветисян, композитор, звукорежиссёр театра «Глобус» Станислав Пастухов, а также поэт и журналист Юрий Татаренко.
В 70-минутном спектакле 7 музыкальных номеров – дуэты, ария, ансамбли. Театральный критик, эксперт «Золотой маски» Татьяна Веснина отмечает:
– Именно в текстах песен содержится ключ к пониманию сюжета. Кроме того, в них ощутимо комическое разное: не только пародия, шарж, но и тонкая ирония… И та самая пародия на готику, которая есть в новелле, – когда из-под оболочки страха прорывается смех. В строчках «Мы все уважаем чужую свободу – / И вы на закон не плюйте! / Мы выведем призрак на чистую воду – / Мы выведем призрак в люди!» налицо концентрация иронии, усиление комического за счет утроения афоризмов, которые «вывернуты» наизнанку. Этот же принцип в интермедиях использовал, к примеру, классик отечественной драматургии Николай Эрдман, в своё время работавший в Томске. Особенность текстов Татаренко – в их ярко выраженной драматической природе.
Режиссёр Джемма Аветисян призналась:
– Очень довольна работой со всеми – артистами, композитором, автором стихов… Новелла Уайльда очень актуальна для современной России, где пытаются сосуществовать разные системы ценностей.
К примеру, в семейном ансамбле Вирджиния идёт на открытый конфликт с отцом: «Знаю, деньги правят миром. / Правят – только не моим!» Родня считает иначе: «Боже, если жить не в замке – / Стоит ли на свете жить?» Но в финале спектакля глава семейства прозревает и шутливо констатирует: «Есть вещи, что нельзя купить за деньги – / Хотя таких вещей я не носил». А все жители замка заявляют: «Добро умножает добро / Свой след оставляя в душе».
Работа над музыкальными номерами началась в январе. Вокальные репетиции заняли два месяца – апрель и май.
Рассказывает Юрий Татаренко:
– После прочтения пьесы все тексты написал за два часа. Возможно, сказался предыдущий опыт: песни с моими стихами звучали в двух спектаклях Томского театра драмы, двух телепрограммах ГТРК и мюзикле томской филармонии. Работа над музыкальным содержанием «Кентервиля» шла до генерального прогона. Режиссёр просила то переделать пару строк в первом музыкальном номере, то убрать возрастную характеристику Призрака… Самый яркий момент на сдаче спектакля случился в ходе арии Призрака. В микрофон запел артист, не играющий на сцене, а сидящий в зале прямо передо мной! Оказалось, он сломал ногу и не мог репетировать мизансценический рисунок, но спел вместо дублёра с большим чувством.
Как сообщил директор ТЮЗа Андрей Сидоров, в репертуар мюзикл войдёт осенью, в начале нового театрального сезона.
Сергей Яремчук
Фото Владимира Сумцова
Источник: портал «Навигатор»