Юбилей Владимира Берязева

Но что есть поэзия, если не божественная игра? Владимир Берязев

14 апреля исполняется 60 лет поэту, публицисту Владимиру Берязеву.

Родился он в шахтёрском городе Прокопьевске, на Кузбассе в 1959 году. И, как ни странно, именно атмосфера рабочего городка зародила в нём поэтическое начало. Часто поэтов спрашивают: «Как вы начали писать стихи?». И вот как сам Владимир Алексеевич отвечает на этот вопрос.

«Я родился в горняцком городе на юге Сибири. Вырос на шахте — среди грохота металла, криков маневровых паровозов, среди шлака, пыли, угля, на берегу мёртвого ручья и у подножия террикона, подобного чёрной пирамиде. Иногда террикон был схож с вулканом, потому что изрыгал клубы ядовитого газа из похожих на фурункулы огненных жерл. Мы, подростки горняцкой окраины, не боялись ни шахты, ни террикона, ни взрывчатки, которая иногда попадалась в отвалах пустой породы. Мы купались в заполненных глинистой водой обвалах на месте обрушенных выработок. Мы устраивали взрывы на пустырях, иногда лишаясь конечностей или глаз. Мы плавили свинец и алюминий в багровых кратерах самовозгоревшихся угольных барханов и отливали кастеты, рукояти ножей, биты для игры в чику и зоску, а также грузила для рыбалки и дробь для самодельных пугачей-поджиг. Коробка спичек нам хватало для того, чтобы выстрелом картечи пробить миллиметровый стальной лист.

Мы были хорошо вооружены и верили в счастье! А рядом — в десяти километрах — была девственная дикая тайга, где мы, подобно индейцам на поджарых велосипедах, ощущали себя хозяевами.

Из этого парадокса и возникла поэзия».

Владимир Берязев

Впервые его стихи были опубликованы в 1982 году в журнале «Сибирские огни». В 1989 году Владимир Алексеевич заочно окончил литературный институт имени Горького. Трудовую деятельность начинал как журналист, впоследствии работал директором издательства «Мангазея», вёл радиопрограмму о литературе «Слуховое окно», много лет отдал работе в журнале «Сибирские огни», был секретарём правления Союза Писателей России. И конечно, всегда писал стихи. Владимир Берязев является автором многих поэтических сборников: «Окоем», «Посланец», «Кочевник», «Ангел расстояния», «Чаша и пояс» и других. Его стихи можно увидеть во многих литературных журналах, альманахах не только в России, но и за рубежом.

В 2008 году в Ханты-Мансийске Берязев был признан лучшим поэтом Урала и Сибири по итогам регионального конкурса, а Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» присвоила ему звание «Достояние Сибири» с вручением золотого нагрудного знака. Имеет Владимир Алексеевич и множество других литературных премий и призов.

Во многих его произведениях темой является Сибирь, её история, нравы коренных народов Сибири. Вот как пишет Алексей Ивантер о книге Берязева «Золотоносная мгла»:

«Каждая десятая строка могла бы быть вынесена на обложку – язык Берязева концентрирован и закручен, как травяная алтайская настойка, как тетива лука кочевника. Он весь – за Уралом. С цепким глазом хищной птицы, доброй рукой пастуха, это его земля – а мы… мы просто его табунщики. И шутки его – шутки чингизида, кровь проступает на клинке этой улыбки».

Поэзию Владимира Берязева можно назвать сибирской не потому что он родился и жил в Сибири, а потому что он вывел и показал тот новый менталитет, в котором тонко переплелись культура коренных народов Сибири с русским духом. И подтверждением этому служат слова Анатолия Добровича:

«Владимир Берязев являет собой евразийского человека, а не питерского, московского, орловского, киевского и т.п. И способен отождествить себя с гуннами: не в порядке литературной игры, а с нешуточным погружением в их менталитет. А в Берязеве и впрямь чувствуется гунн».

Эта душа кочевника-гунна беспрестанно проявляется в его стихах:

Идите все и на, и за Урал!
Живой душой уже не залатаем
Простор, что нас воззвавши, нас попрал —
Пусть Дойче-банк братается с Китаем.
 
Пускай пройдет премудрый Лао Цзы
Степями, где мы жили яко обры.
Поплачь, поплачь над нами, старец добрый,
Ты тих, мы… мы жаждали грозы

Или:

Верблюды ревут за богатым юртом Тарлашкына! —
Косматое племя стремится на знойный простор,
Туда, где молчанье хранит кочевая равнина,
Покуда над нею хайджи свой набат не простер.

Тот голос таится под куполом громом и гулом —
Во славу цветов и созвездий ликующий труд!..

И снова певцы окружают Алтай караулом.
И снова о долгом кочевье верблюды ревут

И в юбилей поэта хочется вспомнить слова Юрия Кублановского:

«Как Россия прирастает Сибирью, так и поэзия ее центра прирастает сибирскими литературными самородками, в той или иной степени отшлифованными культурой. Кислород поэтического мира Берязева — ей в помощь».

Мы же от лица Литературной карты поздравляем Владимира Алексеевича с юбилеем и желаем, чтобы житейские бури не влияли на вдохновение, чтобы идеи рождались и воплощались, а каждое написанное слова достигало цели словно стрела, пущенная из лука.

Оцените этот материал!
[Оценок: 0]