2020-09-03

3 сентября на базе Новосибирской областной юношеской библиотеки (далее НОЮБ) продолжилась программа обучения Межрегиональной летней онлайн-школы молодых библиотекарей "Актуальные компетенции специалиста современной библиотеки". Тема четвертого дня: "Привлечь читателя".

Участников ждали презентации и анализ тех площадок, форматов работы, мероприятий, которые востребованы в социальных сетях: лекции и практикумы по управлению и наполнению страниц сообществ библиотек, площадка "Библиотвиттер". В рамках методической части программы несколько участников Школы посетили игровую площадку "Кто хочет стать книжным миллионером?", где ознакомились с методикой её проведения. Также они прошли итоговое тестирование по программе обучения.

Комплекс упражнений на укрепление здоровья от ведущего библиотекаря отдела координации и развития НОЮБ В.Ю. Иост вновь открыл программу. Методика нервно-мышечной релаксации помогает в простых упражнениях расслабить разные группы мышц, не покидая рабочего места. Помогает снять мышечные зажимы, снизить напряжение и восстановить силы. Разминка занимает всего 15 минут, но помогает сохранить работоспособное состояние до конца дня. Освоить эти упражнения помогут тематические пособия: "Аутотренинг: справочник" (А.А. Александров), "Мозг прирученный: Что делает нас людьми?" (Б. Гуд), "Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности" (И.В. Тримаскина).

Блок, посвященный продвижению услуг библиотеки через социальные сети, открыла лекция редактора НОЮБ Л.А. Елисеевой, где она представила сервисы по SMM-аналитике, примеры трендовых форматов и коммуникационных стратегий. Они помогут наладить диалог библиотеки со своей аудиторией, а также эффективнее продвигать свои услуги. Участникам Школы был представлен анализ частых ошибок в работе библиотечных сообществ, а также опыт работы Новосибирской областной юношеской библиотеки (визуальное представление фонда, прозрачность, личный пример, использование видеоконтента, диалог с аудиторией).

"В основе вашей работы по продвижению библиотеки в социальных сетях должна лежать работа на интерес. Удовлетворите интерес и запросы читателей — будет и активность, и просмотры, и диалог", - отметила Лина Александровна.

Об особенностях работы на платформе Instagram и способах продвижения библиотеки рассказала специалист информационно-консалтингового центра НОЮБ С.И. Шуклина. Софья Игоревна сосредоточила свое внимание на текстах и особенностях их подготовки. Важным элементом здесь становится соблюдение принципа Tone Of Voice (голос бренда): коммуникация с аудиторией должна быть продуманной, отражать ценности и специфику организации. Чтобы определить TOV, необходимо понять свою аудиторию и её ценности, определить цель развития страницы, определить цель коммуникации (что вы хотите сказать через свои тексты), определить тональность. Важно соблюдать требования платформы к контенту (уникальность, читабельность, использование коротких предложений, хороший визуал), грамотно расставлять "текстовые якоря" (призыв к действию, экспертность, предугадывание запроса читателей).

"Частая ошибка специалистов библиотек — создавать тексты, которые не соответствуют площадке, где они размещаются. Сегодня мы говорим о текстах в Инстаграм. Нужно понимать, что пользователи потребляют информацию из этой социальной сети в различных условиях: спокойным вечером дома, стоя в очереди, спускаясь в метро. Отсюда и особые требования к площадке", - отметила Софья Игоревна.

Большой блок программы четвертого дня был посвящен презентации массовых онлайн-мероприятий библиотек Новосибирска, Крыма, Пензы, Астрахани. Виктория Юрьевна Иост рассказала об опыте организации на базе НОЮБ образовательной акции "Библиотечный диктант", которая в 2020 году продлилась порядка 14 часов. Особое внимание было уделено итогам акции 2019 года, особенностям организации площадки (техническая база, финансирование, поиск партнеров, реклама), особенностям подбора банка вопросов, определения тематики диктанта. Организаторы Школы надеются, что в следующем году к акции присоединятся и библиотеки участников Школы, а акция пройдет в офлайн-формате.

Библиотекарь Центра поддержки культурных инициатив молодежи В.В. Владимирцева продолжила тему, рассказав об опыте проведения клубных онлайн-встреч в период самоизоляции, а также о тех ресурсах, которые помогут эти встречи организовать. Основным препятствием на пути к организации удаленной клубной деятельности может стать техническая сторона вопроса (отсутствие техники, плохой микрофон, плохая связь), человеческий фактор (сложности с освоением формата, отсутствие дисциплины, ссоры между участниками).

"Отличаются ли встречи онлайн-клубов от личных? Да! Многое может открыться только на практике. Во--первых, время: собрать людей перед экранам может быть труднее, чем в живую. Некоторые начинают "отлынивать". Здесь может помочь лишь дисциплина: одно время для всех встреч. Это помогает сохранить чувство, словно ничего и не изменилось", - подчеркнула Василина Викторовна.

В дистанционной работе клубов есть как ряд плюсов (встречи не выходя из дома, возможность параллельных комментариев, минимум требований, максимум форм, альтернатива очным встречам), так и ряд минусов (не заменит личного общения, потеря невербальной коммуникации, подходит не всем клубам). Помочь в решении возникающих проблем может соблюдение этики онлайн-встреч (составлять очередь выступлений заранее, отключать микрофоны во время докладов, не перебивать других, вопросы писать в чат) и четко обозначенные правила участия.

Начальник отдела обслуживания дошкольников и младших школьников НОДБ им. А.М. Горького И.В. Котомцева рассказала о собственном опыте подготовки литературно-творческих заданий на площадке LearningApps. Алгоритм программы интуитивно понятен, а шаблоны помогут легко адаптировать различные виды контента под потребности конкретной аудитории (особенно детской). Платформа предлагает платный и бесплатный тариф, возможность собирать упражнения в коллекции, делиться ими на своих ресурсах. Список видов интерактивных упражнений (найди пару, классификация, простой порядок) и форматов (аудио, видео, текст) обширен. Сервис позволяет библиотекарям как создавать отдельные материалы, так и готовить группы материалов для массовых онлайн-мероприятий, например, для подготовки квестов.

Опытом не просто проведения массовых литературных игр, а полноценного переноса готового мероприятия в онлайн-формат поделилась начальник отдела обслуживания Центральной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина И.В. Бусарагина. По мнению Ирины Владимировны, наиболее эффективное обучение сейчас происходит по принципу обучения через игру. Такая технология может применяться и в библиотечном деле при помощи использования цифрового контента (викторины, квесты, игровые клубы). Именно литературные игры способны дать максимальный эффект обучения. Разработка игры может идти как "с нуля", так и через заимствование уже существующих форматов ("Книжный миллионер", "Своя игра") . Важно учесть все нюансы сохранения "живой атмосферы" игры, продумать сюжеты и сеттинги, подготовить четкие правила для участников и, конечно же, учитывать интересы разных групп игроков.

Минимум, который необходим для перевода игры в онлайн-формат: определение основной площадки (Instagram, VKontakte, Zoom), авторское право (игра новая или заимствованная), адаптация атрибутики (оформление, герои, карты), определение целевой аудитории, тест на фокус-группе. В конце выступления Ирина Владимировна продемонстрировала для участников Школы несколько фрагментов из литературной игры "Книжные воры".

Вторую часть площадки "Библиотвиттер" открыл доклад специалиста по связям с общественностью Астраханской библиотеки для молодежи им. Б. Шаховского Н.В. Татаринцевой. Она поделилась опытом организации работы творческих студий в удаленном формате. Работа со студией организуется по двум направлениям: образовательному и творческому. Участники проживают в разных городах и странах, так что необходимость вести удаленную работу в режиме сетевого заседания не вызывала особых трудностей (платформы Skype, Zoom, Discord).

Для эффективной удаленной работы творческих студий (как и клубов) необходим четкий свод правил для участников (активная работа модератора, выключенное видео или микрофон, хорошая связь, борьба со спамом). Площадки помогают не только организовывать удаленную работу творческих студий библиотек, но и проводить на их платформе сетевые марафоны творчества (искусство, рассказы, иллюстрации). Такой формат работы поможет разнообразить ленту социальных сетей, привлечь новых подписчиков, прорекламировать услуги библиотеки. Главное — соблюдать ряд правил: лимит участников, конкретные формы и площадки для публикаций, запланированные публикации.

В условиях самоизоляции удаленный формат работы стал основным для библиотек. Анализ удаленной профессиональной деятельности Крымской республиканской библиотеки для молодежи представил библиотекарь отдела методической и инновационной работы А.Г. Коротко в докладе "Библиотека на удаленке: проверено - все работает!". Александр Григорьевич представил обзор проектов и форматов работы, которые использовали или подготовили сотрудники библиотеки, чтобы не терять связь с читателями: проект "Нескучная_молодежка", рубрика "От нас не изолируешься" (обзоры, встречи с авторами), проект "Я люблю тебя, Крым" (виртуальные экскурсии, краеведческие материалы), онлайн-формат VIII Республиканского молодежного литературного фестиваля "Прошу слова", интернет-акция "Родные лица Победы", межрегиональный онлайн-конкурс "О войне рассказано не всё". В удаленном формате сотрудники КРБМ продолжили и методическую деятельность (проект "Методдозор": консультации, онлайн-помощь, методические рекомендации).

Заключительным выступлением в программе "Библиотвиттера"стала презентация проекта "#ДОМАСЛЕРМОНТОВКОЙ: актуальные форматы онлайн-событий" от сотрудника Регионального центра поддержки русского языка и чтения Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, члена молодежной секции РБА Е.С. Аксеновой. Екатерина Сергеевна поделилась опытом и особенностями использования прямых эфиров (трансляций) для продвижения услуг библиотек, увеличения аудитории. Сотрудники Пензенской областной библиотеки во время самоизоляции задействовали прямые эфиры, где читали книги, в том числе и "Сказки на дом" для зрителей, переносили часть мероприятий в онлайн-формат, проводили мастер-классы. Среди сложностей такой работы Екатерина Сергеевна отметила непредвиденные ситуации дома (посторонний шум, появление лишних объектов в кадре), увеличение нагрузки на отдельных специалистов, необходимость вести прямые эфиры по строгому графику, постоянный поиск новых фонов для чтения книг.

Отдельный блок программы организаторы Школы традиционно выделяют на демонстрацию фрагментов массовых мероприятий, соблюдая принцип обучения через игру. Виктория Юрьевна Иост провела показательное мероприятие отдела координации и развития НОЮБ: продемонстрировала методику проведения игры "Кто хочет стать книжным миллионером?". Игра состоит из нескольких туров, усложняется от раунда к раунду. В библиотеке вопросов есть как простые (общий кругозор: "Как назывались российские комиксы в старину?"), так и сложные вопросы (профессиональные: "В каком соборе появилась первая библиотека на Руси?"). Победителем стала Пьянзина Дарья Алексеевна, библиотекарь Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького.

Игра "Кто хочет стать книжным миллионером?" пользуется популярностью на массовых мероприятиях НОЮБ, например, на Дне игр, который пройдет в онлайн-формате 26 сентября.

Программа обучения четвертого дня завершилась итоговым тестированием участников Школы, а также финальной подготовкой презентаций для защиты. В последний день обучения - 4 сентября - участники Школы в формате Ярмарки идей представят 10 лучших презентаций мероприятий по привлечению молодежи в библиотеку. Те, кто успешно пройдет итоговую аттестацию, получит удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Следите за отчетными материалами на сайте юношеской библиотеки, на странице сообщества "НОЮБ: книги и люди в контакте", а также на странице сообщества Гильдии молодых библиотекарей.

Об итогах работы третьего дня читайте в нашем материале.