Медиана пройдена: итоги третьего дня работы Летней онлайн-школы молодых библиотекарей
02-09-2020
2 сентября на базе Новосибирской областной юношеской библиотеки (далее НОЮБ) продолжилась программа обучения Межрегиональной летней онлайн-школы молодых библиотекарей "Актуальные компетенции специалиста современной библиотеки". Тема третьего дня: "Работать в цифровой среде".
В программу вошли выступления специалистов, во-первых, помогающие проанализировать свои и чужие профессиональные компетенции, касающиеся информационной грамотности, а во-вторых, анализирующие методики и платформы для подготовки цифрового контента: лекции и практикумы, мастер-класс, flash-урок от сотрудников НОЮБ, ЦБС Карасукского района Новосибирской области, ЦГБ им. А.С. Пушкина, (г. Каменск-Уральский), НОККиИ.
Залог успешной работы — хорошее эмоциональное и физическое самочувствие. Поскольку программа Школы достаточно насыщенная, а участники проводят перед экранами долгие часы, программу третьего дня открыл "Психологический mix" от ведущего библиотекаря отдела координации и развития НОЮБ В.Ю. Иост. Она продемонстрировала практические упражнения (противострессовое дыхание, "Пушинка","Лимон") и установки (похвала, самовнушение, метод позитивных утверждений), которые помогут при возникновении стрессовой ситуации снять напряжение и восстановить силы.
"Для нас, работающих в контакте с другими людьми, важно знать такие упражнения и применять их, чтобы всегда быть полными сил и позитивной энергий, которые мы отдаем другим людям," - отметила Виктория Юрьевна.
В рамках лекции "Основные цифровые компетенции библиотекаря" заместитель директора НОЮБ Э.В. Смирнова представила анализ профессиональных компетенций, которые необходимы библиотекарям сегодня, чтобы успешно интегрировать весь спектр услуг библиотеки в цифровую среду; уровней формирования цифровых компетенций; площадок по развитию цифровых компетенций ("Библиотечная школа цифровой грамотности", Межбиблиотечный методический вебинариум "Лучшие библиотечные программы для „цифрового поколения“" РГБМ), а также анализ тех проблемы, которые могут возникнуть на пути к формированию таких компетенций (разная ресурсная база, разная квалификация персонала, цифровое неравенство), площадок для их решения (Культура.РФ, блог "Библиомания").
"Информационная компетентность заключается и в вашей готовности вести дистанционную просветительскую деятельность, использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые ресурсы и вести документацию на электронных носителях", - отметила Элеонора Владимировна.
Элеонора Владимировна упомянула и необходимость изучения молодыми библиотекарями теории поколений, детской и подростковой психологии, а также необходимость уметь работать с детьми цифрового поколения, выстраивать коммуникацию и обслуживание так, чтобы максимально удовлетворять их интерес. Помочь в этом могут специализированные журналы и издания: журнал "Дети в информационном обществе", "Практическая психология безопасности: управление персональными данными в интернете" (Г.В. Солдатова) и др.
Опыт развития цифрового направления в работе ЦБС Карасукского района Новосибирской области представила заведующая информационно-библиографическим отделом Н.М. Панасенко. В рамках практикума Нина Михайловна представила собственный опыт работы с электронными ресурсами, на примере рассказа о поэтапном создании "Электронной краеведческой коллекции", о трудностях, которые возникли при его подготовке (редкое или слишком быстрое обновление информации, отсутствие отлаженной работы между краеведческими институциями). Во второй части практикума состоялся отдельный мастер-класс по созданию "Google-сайта".
Важно отличать электронные коллекции от других форматов цифровой продукции. В первую очередь, электронную коллекцию отличает целостность собрания, единые принципы отбора материалов, общий интерфейс коллекции, представление документов в машиночитаемом виде. По словам Нины Михайловны, когда мы планируем создать электронную коллекцию, важно помнить, что подготовка её содержания не имеет привязки к конкретной должности библиотекаря. В разных учреждениях этим занимаются разные специалисты. Отсюда и разница тематик (литературное краеведение, памятные даты, имена героев, подборка краеведческих книг с автографами). Организаторы Школы надеются, что лекционная часть практикума поможет участникам понять специфику электронных коллекций, а мастер-класс - самостоятельно разрабатывать современные страницы сайтов для презентаций коллекций библиотек.
Следующий мастер-класс от заведующей отделом автоматизированных библиотечных технологий ЦГБ им. А.С. Пушкина (г. Каменск-Уральский) Н.А. Тюшевой был посвящен поэтапной организации мультстудии на базе библиотеки. Отметим, что подобный формат работы на базе библиотеки Каменска-Уральского Наталья Андреевна разработала и продолжает курировать самостоятельно. Для участников Школы мультстудия может стать новой формой работы и обслуживания аудиторий детей и подростков.
"Не секрет, что освоение цифровой культуры обогащает арсенал навыков и одновременно развивает творческие способности. Сейчас у библиотеки расширяются её функции и задачи. Мы сейчас сосредоточены и на развитии творческих способностей подрастающего поколения. Направление важное и развивать его можно через цифровое пространство", - подчеркнула Наталья Андреевна.
Среди очевидных плюсов таких студий для библиотеки: при минимальных ресурсных затратах мы привлекаем внимание молодых читателей к услугам библиотеки, к чтению, медиатворчеству, создавая положительный имидж для библиотеки в своем сообществе. Минимальный набор для запуска мультстудии: увлеченный сотрудник, камера, стол, штатив, ноутбук, камера (смартфон), участники.
Наталья Андреевна также представила и опыт работы разных отечественных мультстудий (томская "Мультистория", самарская "Stoodix", екатеринбургская "Мультилин"), анализ распределения ролей в "штате библиотечной мультстудии" (сценарист, режиссер, художник-раскадровщик (обязательно ребенок!), оператор, аниматор (обязательно ребенок!), актер озвучания, монтажер). В библиотеке Каменска-Уральского стараются большую часть работы в мультстудии выделять именно участникам. Библиотекарь, чаще всего, занимается кураторством и монтажом видео. Завершился урок мастер-классом "Уроки анимации для начинающих. Необычные технологии создания мультфильма", где Наталья Андреевна уделила особое внимание мультипликационным техникам (бумажная, рисованная, песочная, пластилиновая, компьютерная) и методике их применения, а также ресурсам для создания мультфильмов (Dragon Frame, AnimaShooter, StopMotion Pro, MovieMaker, Make in Animation).
Опытом создания викторин на цифровых платформах поделился библиотекарь отдела литературных программ НОЮБ А.А. Челноков в рамках flash-урока. Подробнее Александр Андреевич остановился на обзоре площадок для размещения цифровых викторин, тестов и опросов. Цифровой формат помогает не только делиться контентом библиотеки с большим числом пользователей, но и разнообразить форматы работы с читателями. По мнению Александра Андреевича, наиболее удобными площадками для тиражирования цифровой библиотечной продукции могут стать: Кахут, EX.CO, LEARNINGAPPS, MyQuiz, Online Test Pad. Платформы отличаются языковой поддержкой (часть сервисов представлена исключительно на английском языке), платформами (подготовка материала через компьютер или смартфон), ценовой политикой (платные и бесплатные подписки).
Завершила программу третьего дня лекция-практикум от зав. отделением технологий информационных ресурсов НОККиИ Е.В. Ляшенко. Елена Васильевна уделила особое внимание анализу уровня профессиональных компетенций сотрудников библиотек, требований к профессии с точки зрения ФГОС и профстандартов, статистике и видам современных информационно-коммуникационных технологий, направлениям и видам информационных технологий в библиотеке (безопасность персональных данных, вопросы авторского права, адаптация ресурсов под нужды разных групп читателей, внедрение электронной документации, внедрение электронной цифровой подписи), которые используют или могут использовать в своей профессиональной деятельности библиотекари.
По словам Елены Васильевны, большая часть ошибок при подготовке библиотечной продукции, например, при подготовке электронных выставок, вызвана именно незнанием верной методики или ГОСТов. Отдельный блок лекции-практикума был посвящен именно разбору частых ошибок при подготовке библиотечно-библиографической продукции и тем сервисам, которые помогут её разнообразить (AutoPlay Menu Builder).
Программа Школы продолжит свою работу завтра. Следите за отчетными материалами на сайте юношеской библиотеки, на странице сообщества "НОЮБ: книги и люди в контакте", а также на странице сообщества Гильдии молодых библиотекарей. Об итогах второго дня Школы читайте в нашем материале.