2020-09-01

1 сентября на базе Новосибирской областной юношеской библиотеки (далее НОЮБ) продолжилась программа обучения Межрегиональной летней онлайн-школы молодых библиотекарей "Актуальные компетенции специалиста современной библиотеки". Тема второго дня: "Быть молодым".

Участников ждали выступления, которые, с одной стороны, учат лучше анализировать читательские аудитории, а с другой, рассказывают о книжных сервисах и рейтингах, которые помогут эффективнее комплектовать и презентовать фонд: экспертная сессия, площадки "Библиодайвинг" и "Библионавигатор".

В ходе экспертной сессии "Библиотека — пространство молодых" директор и начальники отделов НОЮБ представили доклады, которые анализируют результаты последних социологических исследований в молодежной среде, методики работы библиотекарей с молодежной аудиторией, а также полезные сервисы, обеспечивающие медиабезопасность.

Директор НОЮБ Т.Н. Терентьева представила доклад о теории поколений, обзор основных черт аудитории читателей — поколения Z — и те проблемы, которые могут возникнуть при работе с ними.

"Без молодежи нет и современной библиотеки. Важно помнить, что аудитория молодежи неоднородная. К каждой группе необходим свой подход", - подчеркнула Татьяна Николаевна.

В продолжение темы начальник отдела литературных программ Т.Е. Синицына уделила особое внимание именно навыкам работы с молодежной аудиторией, особенностям выстраивания такой коммуникации, проблемам (отсутствие интереса, рассеянное внимание, отсутствие общих тем), которые возникают у молодых сотрудников при работе, в том числе и с группами сверстников. По словам Татьяны Евгеньевны, в основе качественной работы с молодежной аудиторией должна лежать задача по удовлетворению их сверхинтереса (сверхпотребности): зачем они пришли в библиотеку и что библиотека может им дать.

"Молодежная аудитория, конечно, очень разная. Важно помнить, что не стоит зацикливаться на негативных сторонах разных поколений. Важно обращать внимание на позитивные стороны. Помнить: "другие" не равно "плохие". Они просто другие", - отметила Татьяна Евгеньевна.

Тему работы с молодежью продолжила заведующий Центром поддержки культурных инициатив молодежи НОЮБ Я.Ф. Ильина. Она уделила особое внимание вовлечению молодежных групп (активных) в культурно-просветительскую деятельности библиотеки: как превращать читателей в партнеров библиотеки (волонтерство), как задействовать ресурсы "клубников" (участие клубов в массовых мероприятиях библиотеки), как читатели и участники клубов могут помочь продвигать библиотеку (квартирники, песенные вечера, Дни новичка (мастер-классы по настольным играм)), как нестандартными мероприятиями увеличить книговыдачу и посещаемость (игротеки, турниры настольных игр, фестивали фэнтези).

"Большую часть наших клубов ведут сами участники (что является отличительной чертой для клубов в молодежных библиотеках, как говорят специалисты Российской государственной библиотеки для молодежи). Участники сами организуют свою деятельность и планируют её содержание", - отметила Яна Федоровна.

По словам Яны Федоровны, взаимодействие библиотеки со своими клубами помогает не только иметь дополнительные ресурс для привлечения "свежей" аудитории, но и дополнительный ресурс для подготовки новых: формальных и неформальных мероприятий, волонтерства. Библиотека получает аудиторию и мероприятия, читатели-клубники получают самореализацию и новые варианты бесплатного досуга.

Завершил экспертную сессию доклад помощника директора НОЮБ А.М. Кухаревой, посвященный информационной безопасности. Алина Михайловна представила краткий экскурс в медиабезапасность, законодательство, рассказала о кибер-рисках для пользователей Сети (кража персональных данных, спам-атаки), а также представила подборку ресурсов, которые помогут обезопасить персональные данные.

Ежегодно в программе Школы особое внимание уделяется работе библиотекарей с фондом и книжным обзорам. В рамках площадки "Библиодайвинг" библиотекари НОЮБ А.В. Антонова и Л.В. Ракитянская представили методические обзоры современной художественной и отраслевой литературы для молодежи. В них вошли новинки и бестселлеры: "Дом в котором..." (М. Петросян), "Книжный вор" (М. Зузак), "Мятная сказка" (А. Полярный), "Виноваты звезды" (Дж. Грин), "Чудо" (Р. Дж. Паласио), "Зулейха открывает глаза" (Г. Яхина), "Лавр" (Е. Водолазкин), "Цветы для Элджернона" (Д. Киз), "Снеговик" (Ю. Несбе), "Вторая жизнь Увэ" (Ф. Бакмана), "Мы" (О. Хаксли), "Сканеры" (Р.М. Зоннтаг), "Oh, boy!" (М.-О. Мюрай), "Вы не гаджет. Манифест" (Д. Ланир), "Тело дрянь. Донесения с фронта (и из тыла)" (М. Олтман), "Мужчина в отрыве. Игры, порно и потеря идентичности" (Ф. Зимбардо), "Феминизм в комиксах" (К. Дженайнати), "Самый богатый человек в Вавилоне" (Д. Клейсон) и др.

Если Анастасия Вячеславовна подробно рассказала про книги и жанры, которые популярны у молодежной аудитории библиотек, то Лариса Владимировна, наоборот, сосредоточилась на научно-популярной отраслевой литературе и том влиянии, которое оно может оказать на формирование будущего нашей молодежи, той литературе, которая объясняет различия между нами и методах её использования в работе.

От книжных обзоров перешли к обзору полезных ресурсов для молодежи. В рамках площадки "Библионавигатор" методист информационно-консалтингового центра НОЮБ К.А. Макарова поделилась информацией об актуальных интернет-проектах и видах онлайн-ресурсов (сетевая и оцифрованная продукция, электронные библиотеки и порталы, традиционные библиотеки в цифровом формате, литературные форумы и сообщества в соц. сетях, онлайн-киноклубы), с помощью которых можно удовлетворять потребность читательской аудитории в образовании, поиске информации, профориентации (Arzamas, Брифли, Wattpad, Мировая цифровая библиотека, Литературная карта Новосибирска и Новосибирской области, Всероссийская профориентация школьников).

Программа второго дня завершилась презентацией методического издания "Приобщение к чтению художественной литературы: рекомендации библиотекарю" от кандидата филологических наук Л.Г. Тагильцевой. Людмила Георгиевна имеет колоссальный опыт как филологической работы и преподавания, так и приобщения студентов и школьников негуманитарных специальностей к художественной литературе. Основной метод её работы — точка удивления. В качестве основного совета в работе с молодежью она выделяет работу на интерес.

"Художественный текст — лабиринт сцеплений мыслей автора. Автор иногда сам не знает, о чем он пишет. Мы с вами должны понять: чтобы понимать лабиринт сцеплений мыслей автора, библиотекарь должен быть филологом или (хотя бы) уметь работать с филологическим анализом", - отметила Людмила Георгиевна.

Кроме того, Людмила Георгиевна затронула тему некоторых тенденций в изменении читательских предпочтений, обращая внимание на которые, можно эффективнее продвигать собственный фонд: популярность отраслевой литературы в сравнении с художественной, развитие разных типов искусства, увеличение числа писателей в информационном поле, разница в восприятии художественного текста в разные периоды жизни. Издание поможет молодым библиотекарям эффективнее отбирать и представлять фонд своих библиотек.

Программа Школы продолжит свою работу завтра. Следите за отчетными материалами на сайте юношеской библиотеки, на странице сообщества "НОЮБ: книги и люди в контакте", а также на странице сообщества Гильдии молодых библиотекарей. Об итогах работы первого дня читайте в нашем материале.