«Я предпочту стать пеплом, а не прахом!»: памяти Джека Лондона

22 ноября исполняется 100 лет со дня смерти Джека Лондона.

 Фотография Джека Лондона и его жизненное кредо

Фотография Джека Лондона и его жизненное кредо

Не претендую на единственно правильное понимание творчества Лондона и, тем более, не вижу смысла в дежурной статье на тему «Всемирно-историческое значение творчества Джека Лондона».

Я живу в другой части света, в другой общественно-экономической формации, в другом временном отрезке, но в творчестве Лондона, в его жизни нахожу множество параллелей со своей жизнью. И поверьте: мои слова – не желание покрасоваться в лучах славы великого писателя, а желание отдать дань памяти человеку, в мировоззрении которого я нашел подтверждение своим собственным мыслям.

В детстве я, как и многие дети, прошел романтическую и приключенческую сторону творчества Лондона. «Белый клык», «Любовь к жизни», «Смок Белью» — кто не читал эти произведения!

В молодые годы сначала увлекся водным туризмом, прошел пороги Охты, Южного Буга, Тимптона… и вернулся к Джеку Лондону! Теперь я не просто читал слова о том, как Смок Белью ныряет в порог «Белая Лошадь», а всеми клетками и нейронами тела и души понимал, что чувствуют герои Джека Лондона. Я занимался парусным спортом, побывал в штормах и для меня описание Лондоном «Тайфуна у берегов Японии» или «Прибоя Канака» — это реальные осязаемые образы.

Больше того в эпоху «развитого социализма» я снова и снова вчитывался в текст «Мартина Идена» и меня уже интересовала не любовная линия или упорство начинающего писателя в достижении высот Парнаса, а философские представления Джека Лондона. Я открыл для себя, что Лондон хотя и увлекался социалистическими идеями, но никогда не был убеждённым социалистом. Первое сомнение в правоте социалистических идей Лондон высказывает еще в 1901 году в статье «Что нужно: новый закон развития». И возвращается к этой теме уже в «Мартине Идене». В произведениях Лондона я нашел подтверждение своим теоретическим изысканиям. Выход Лондона из Социалистической партии в 1916 году и крах социалистической системы в Советском Союзе меня нисколько не удивил.

 Главные произведения Лондона – о событиях, участником или свидетелем которых он был сам. Его искренность подкупает. Литература Лондона – по сути, художественная автобиография. (А.А. Зверев)

Моё отношение к жизни и творчеству Лондона сложилось не на удобном диванчике с книжкой в руках, а у костра на Карельских реках, под парусом, в бессонную ночь в мучительном поиске ответа на вопрос «В чём смысл моего существования?»

Думаю, вам понятен мой интерес к Джеку Лондону. И, естественно, когда появилась возможность попутешествовать по Аляске, я сплавился по Юкону, прошел пороги Белая Лошадь и Ящичное ущелье.

 Аляска, Юкон. Ящичное ущелье (Мильный каньон), 2003 год

Аляска, Юкон. Ящичное ущелье (Мильный каньон), 2003 год

В Окленде (штат Калифорния) я не только сфотографировался у памятника Джеку Лондону, но и зашёл в таверну «Первый и последний шанс».

 Окленд, Калифорния. Джек Лондон Сквер. Автор у памятника Джеку Лондону.

Окленд, Калифорния. Джек Лондон Сквер. Автор у памятника Джеку Лондону.

Не просто зашёл, а в духе Лондона угостил всех присутствующих… русской водкой (ну а чем мог угощать патриот России?) К счастью, кроме меня присутствовали всего два человека, и бюджет рядового российского инженера выдержал нагрузку.

Окленд. Трактир «Первый и последний шанс»

Окленд. Трактир «Первый и последний шанс»

И само собой: посещение ранчо Джека Лондона, знакомство с Обществом Джека Лондона и его правнучкой Тэрнел Эббот. В Обществе высоко ценят вклад в лондоноведение русского писателя и литературоведа Виля Матвеевича Быкова.

 Мемориальный парк Джека Лондона, Глен Элен, Калифорния. Выездное заседание симпозиума Общества Джека Лондона

Мемориальный парк Джека Лондона, Глен Элен, Калифорния. Выездное заседание симпозиума Общества Джека Лондона

Поклонился могиле Джека Лондона, а на Симпозиуме Общества в 2014 году выступил с докладом «Джек Лондон и социалистическая идея».

 Автор на могиле Джека Лондона

Автор на могиле Джека Лондона

Творчество Лондона разносторонне и по мере созревания Лондона как личности становится всё глубже. И глубина такова, что для понимания недостаточно почитать книжку на сон грядущий. Неудивительно, что ранние рассказы о Севере, о приключениях понятны многим — в том числе и совсем молодым людям. А вот публицистика, философия поданная в литературной форме – это уже не развлекательное чтение. Лондона перестают понимать и…отвергают. Так остался непонятым «Мартин Иден», «Маленькая хозяйка большого дома» и большинство «поздних» произведений.

И всё-таки, чем привлекает творчество Джека Лондона? Пусть не во всемирном масштабе, но лично меня. Почему в трудную минуту я открываю томик Джека Лондона, а не Софокла?

Безусловно, Лондон многогранен и многоцветен. Его жизнь, как и его произведения полны действия и созидания. Огромно воспитательное значение. Читаешь, как Смок Белью карабкался на Чилкутский перевал — и хочется испытать себя. Хочется побороть себя и поднять паруса в самый жестокий ветер. Хочется даже посадить грядку, когда читаешь об сельскохозяйственных занятиях Лондона. Особенно в детстве. Чтение побуждает к действию, будит интерес к созданию чего-то собственными руками. Неудивительно, что в детских книжках часто фигурируют мотивы произведений Джека Лондона. Можно привести в качестве примера книги Василия Клёпикова «Тайна Золотой Долины» и «Михаила Михеева «Тайна белого пятна».

Герои Лондона: Мартин Иден, Паола (героиня «Маленькой хозяйки»), Дорогомилов («Бюро убийств») заканчивают жизнь самоубийством. Согласитесь, трагический посыл. Но это трагедии, которые… вселяют оптимизм! Нет, серьёзно, без пафоса! Лондон пробуждает желание подхватить знамя из рук товарища, который не смог найти выход, и продолжить поиск. Пусть даже мне придется признать себя побеждённым и самому вычеркнуть себя из жизни!

Творчество Джека Лондона, я считаю, недооценено. Отчасти это связано с тем, что для «чистых» филологов и литературоведов он слишком сложен, а философы не признают его «своим». Вот и пытаются занять пустующую нишу «парапоэты».

Жизнь продолжается. Она прекрасна во всех проявлениях. И где бы ни жил человек: на земле, на воде, на космической станции или даже другой планете (а это неизбежно), он, человек, всегда останется творением природы – искателем приключений, романтиком, созидателем и борцом.

 Владимир Вдовин

 

Оцените этот материал!
[Оценок: 7]