Круглый стол «В поисках культурного кода России»

5 декабря в Новосибирской областной юношеской библиотеке в рамках проекта «В поисках культурного кода» прошёл круглый стол «В поисках культурного кода России». Данный проект проводится нашей библиотекой и направлен на привлечение внимания к культурным корням России и, в первую очередь, к литературному наследию нашей страны. Но что же такое «культурный код»? В самом общем смысле, это ключ к пониманию данного типа культуры, уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков, закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.

Культурный код – это одновременно и некий набор явных, прямых образов, и культурное бессознательное — не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию, обеспечивает передачу социального опыта от поколения к поколению.

Культурным кодом России можно считать символы, архетипические образы и явления, которые традиционно ассоциируются с нашей страной и отражают менталитет российского человека. Эти культурные коды сохраняют и передают универсальные культурные ценности от поколения к поколению.

Первой слово взяла руководитель проекта Татьяна Евгеньевна Манн – начальник отдела молодёжных программ НОЮБ. Она рассказала о проекте в целом и о том, откуда возникла эта идея – попытаться узнать, что же зашифровано в культурном коде России. Эта идея появилась уже давно, ведь одна из задач библиотеки – это как раз сохранение и передача культурного кода, и эта тема всегда была насущной для нас. Но окончательно идея работы с понятием культурного кода оформилась при подготовке «Библионочи-2015», когда мы, размышляя над названием для мероприятия, решили поиграть со словами и придумали фразу «В поисках культурного кода/кота», которая вызвала такие вопросы: «А что же такое культурный код? И какой он у России?». И с апреля 2015 года началась плотная работа не только над «Библионочью», но и над проектом «В поисках культурного кода».

Татьяна Евгеньевна рассказала об уже реализованном первом этапе проекта, который был направлен на привлечение внимания к понятию «культурный код России» и формирование содержания данного понятия. Чтобы выяснить это, в апреле и мае 2015 года был проведён цикл мероприятий и фокус-групп. Также был создан специальный экспертный совет из ведущих специалистов в области культуры, образования и науки. Задачей каждого участника на данном этапе являлось составление рекомендуемого списка позиций, который отражал бы целостную картину культурного кода нашей страны. Затем все списки были сведены воедино и проанализированы. На их основе был составлен рейтинг наиболее часто упоминаемых элементов кода, таких как типичные для нашей страны явления, традиционные архетипы, знаменитые личности, качества характера и так далее.

Основными участниками круглого стола стали члены экспертного совета и те люди, которые присоединились к проекту чуть позже и не успели поучаствовать в первом этапе. Кроме того, в качестве приглашённой аудитории выступили школьники из школы №1 п.. Краснообска, которые также получили возможность высказать своё мнение по обсуждаемым вопросам. А вопросов для обсуждения было достаточно…

В первой части круглого стола все желающие выступили с докладами, в которых осветили как собственный опыт работы по данной теме, так и свои идеи касательно культурного кода в целом.

Кандидат филологических наук, доцент НГПУ Людмила Георгиевна Тагильцева рассказала об огромной роли сказки в культуре. По её словам, сказка – это духовное наследие, которое отражает законы бытия и учит им подрастающее поколение. Все сказки строятся по примерно одинаковой фабуле: герой проходит инициацию, переживает трудности и учится справляться с ними при помощи своей духовно-нравственной силы и смекалки. Сюжет сказки схож с теми ритуалами, которые производились над подросшими детьми, чтобы они стали полноценными членами взрослого общества. В ходе такого обряда ребёнок символически «умирал», проходил некое испытание в волшебном «загробном» мире и возрождался уже в новом качестве – как полноправный взрослый. И даже современный ребёнок, который не проходит подобные испытания, через чтение сказки воспринимает весь этот опыт: получает понятие добра и зла, учится отношению к семье, старшим, труду, своей стране. И это происходит бессознательно, именно на уровне культурного кода.

Тему о роли сказок в воспитании детей продолжила Светлана Борисовна Силкина (учитель русского языка и литературы гимназии № 13). Она рассказала о своём опыте работы со сказками в школе. На своих уроках Светлана Борисовна учит детей глубже понимать сказку, видеть то, что скрывается за её образами, воспринимать особое время и пространство сказочного повествования.

Сказка – это часть русских традиций. О традициях, но уже в более общем ключе, говорил Вадим Окул, активист движения «Русские пробежки» и участник хора «Дали дальние». Они призвал к уважению народных традиций и культуры, сохранению русского языка как одного из главных культурных элементов России. Также Вадим затронул темы патриотизма и здорового образа жизни. Именно эти явления являются основными «опорными столпами» движения «Русские пробежки». Он посетовал, что сегодня патриотичный и ведущий здоровый образ жизни человек воспринимается чаще всего как «дурачок» со странным мировоззрением (кстати, здесь можно провести любопытную параллель со сказочным Иванушкой-дурачком, который в итоге оказывается умнее своих старших братьев).

Сергей Алексеевич Юрков (инженер-исследователь компании «Центр информационной безопасности») высказал мнение, что культурный код пронизывает всё человеческое бытие на всех его уровнях – мыслительном, коммуникационном и деятельностном. И объединяет все эти уровни семейный принцип. Именно он является смысловым ядром русского культурного кода. И до недавнего времени семейный принцип ярко проявлялся во всей общественной жизни в целом и в образовании в частности. Однако сейчас этот принцип, к сожалению, не является приоритетным для России. Сергей Алексеевич предлагает вновь внедрить в обучение семейственность. По его словам, нужно возрождать институт наставничества и единства, когда учителя опекают своих учеников, ученики помогают педагогам, а старшие шефствуют над младшими.

Заведующий сектором ЦКИМ Новосибирской областной юношеской библиотеки, председатель Совета молодых специалистов при министерстве культуры Новосибирской области Михаил Иванович Костин также затронул тему семейного принципа и взаимоподдержки на примере работы своего отдела. Центр культурных инициатив молодёжи НОЮБ, как следует из его названия, занимается поддержкой полезных и значимых идей молодёжи в рамках добровольческой деятельности клубов при библиотеке. Отдел Михаила Ивановича не только оказывает всестороннюю поддержку молодёжи при реализации их инициатив, но и осуществляет ту самую наставническую деятельности, о которой говорил Сергей Юрков. Это позволяет участникам клубов не только вести свою деятельность, но и учиться работать с другими людьми, понимать их потребности, договариваться о сотрудничестве, оказывать помощь и принимать её.

Николай Александрович Александров (писатель, президент Издательского дома «Историческое наследие Сибири») говорил, что в настоящий момент в мире в целом и в России в частности главенствуют материальные ценности, а люди с детства воспитываются как потребители. Хотя исторически Россия была идеократической страной, где в основе лежали общие идеи и идеалы, которые были отнюдь не потребительскими. Люди не только перестали любить свою стану, но даже стыдятся её и её истории. Александр Николаевич объявил культуру оружием стратегического назначения, которое необходимо, чтобы воспитывать патриотов. Он провёл очень интересную аналогию: армия охраняет физические границы государства, а культура охраняет границы духовные.

Вторая часть круглого стола прошла в форме общей дискуссии. Горячий спор вызвал как раз тот самый семейный принцип, о котором говорилось в первой части. Кто-то говорил, что человек не должен постоянно жить в семье, и однажды наступает время разорвать эту связь (это психоаналитическая точка зрения), а другой возражал, что семейный принцип следует понимать не буквально, а в общем, широком смысле. А вот со статусом сказки как средства передачи культурного кода были согласны абсолютно все. Помимо этого был выдвинут на обсуждение ещё ряд явлений, которые входят в культурный код России:

  • язык как одна из главных ценностей и как способ сохранения национальной идентичности;
  • авторитетность наставника, учителя;
  • патриотизм;
  • религиозная составляющая;
  • государственность.

Правда, от обсуждения последних двух элементов участники намеренно решили воздержаться, поскольку это достаточно широкие и вызывающие продолжительную дискуссию темы, на разговор о которых времени круглого стола просто не хватит. Им можно посвятить отдельное мероприятие.

Последним обсуждаемым вопросом стали механизмы сохранения, передачи и продвижения культурного кода. Здесь звучали самые разнообразные варианты:

  • читательские конференции для изучения и анализа русской литературы (и сказок в том числе);
  • творческие занятия по самостоятельному написанию сказок детьми;
  • реализация различных проектов по данной тематике и создание проектных инкубаторов для их поддержки;
  • интеллектуальные игры как форма изучения русской культуры;
  • продвижение чтения через работу с литературными объединениями;
  • семинары по теме культуры;
  • поддержка различных форм самоорганизации молодёжных коллективов в целях возрождения наставничества и формирования общности;
  • создание библиотек и ресурсных центров;
  • создание семейных клубов.

В целом же прошедший круглый стол можно считать началом большой работы, которая объединит библиотекарей, педагогов, историков, филологов, культурологов и других специалистов для решения общей большой и важной задачи.

Оцените этот материал!
[Оценок: 0]