Поэзия новосибирского автора Натальи Стригуновой – это своеобразная автобиография. При этом написана она на фоне событий, которые через сотню лет назовут историческими: эпидемии коронавируса, трагедии в «Зимней вишне» в Кемерово. Произведения поэтессы отличаются поразительной документальной точностью, автор удивительно чётко прописывает детали. Однако главной составляющей стихов является эмоциональное отношение героини к происходящему и рефлексия по поводу этих событий.
Таким образом, стиль произведений поэтессы можно назвать документальным. Некоторые события в творчестве Натальи Стригуновой переданы с фотографической точностью. Например, период самоизоляции во время периода эпидемии COVID-19:
И опять привычно
Двери сжали зубы,
Поглотила тело мягкая постель.
Здесь спасает книга
И частичка Уве,
Главное, чтоб только без плохих вестей.
Стихи Натальи, посвящённые близким и друзьям, на первый взгляд, имеют в основном личный характер. Но это не так. Они описывают проблемы, характерные для всего поколения, чьи детство и юность пришлись на 90-е годы. Можно назвать эти произведения остросоциальными, примером поколенческой литературы.
Мы родились в стране, что нет на карте,
Мы выпускной сыграли в тех лихих,
И до сих пор любимый фильм — о «Брате»,
И «Сникерс» так же делим на троих…
Особое место в творчестве Натальи Стригуновой занимают стихи, посвящённые личным взаимоотношениям. Но и они отличаются тонко прописанными полутонами.
Помимо детализированного описания действительности в стихах Натальи можно наблюдать весьма нестандартную цветопись. Особенно это касается ранних произведений, где меньше изображения реальных событий, но больше описания эмоций. В поэзии именно эмоции рождают самое большое количество тропов: эпитетов, метафор. У каждого автора есть свой стиль, а значит, он использует художественные приёмы, характерные только для данного автора. Для Натальи Стригуновой – это использование цвета для выражения внутреннего состояния лирической героини.
Я хочу раскрасить лист бумаги
Пением ветров, зовущих осень,
Заблудившимися в горах облаками
И верхушками столетних сосен,
Ярким солнцем раскрасневшейся рябины,
Жаркой лаской волн, пьянящей камни…
В одном из ранних стихотворений Натальи «Осень» особенно ярко выражена эта игра цветами. Обычно осень, особенно ранняя, наполнена разнообразными оттенками. Но в этом произведении мы видим совсем иную картину: «Унылая осень разбилась об утро пустое». В данном случае пустота означает не только отсутствие каких-либо материальных объектов, но и отсутствие цвета. Это абсолютная пустота. По сути мы видим смысловой оксюморон (сочетание слов с противоположным значением). О пустоту нельзя ничего разбить, ведь она предполагает отсутствие физических преград. Но здесь речь идет о метафизической пустоте. Из внутреннего мира лирической героини она проецируется на внешний мир и служит триггером для начала разрушения.
В целом во всем произведении цвета размыты и тусклы. Для лирической героини всё кажется нереальным. «За горизонтом исчез жирный слепок луны». Луна – яркое пятно на ночном небе. Однако в данном произведении она всего лишь слепок, суррогат небесного светила, поэтому столь бледна.
И даже солнце не дарит жизнерадостных красок: «Рыжее солнце устало скользит по аллеям».
«Серыми красками дождь тени расцветил». Вновь перед нами оксюморон, связанный с цветом. Мир настолько лишён цвета, что его способен раскрасить даже серый. Противоположные понятия всё время сталкиваются в стихотворении, потому что противоречив мир лирической героини. Она находится на пороге обновления, старый мир рушится, отсюда и отсутствие его наполнения. Старая вселенная лирической героини разрушается («Резвые кони мои уж давно отхрипели»), но она стремится в новую жизнь («А кони меня понесли уж в объятья весны»).
Ещё одно из ранних стихотворений, посвящённое осени, но написанное позже, уже заполнено объектами (тёплый камин, новое пальто) и серыми красками: серый октябрь, серые здания, серые тени.
Стихотворение, которое описывает весну, показывает изменения во внутреннем мире лирической героини, её перевоплощение. В этом произведении появляются звуки, но ещё очень нечеткие: «Размытые напрочь звуки». Здесь использован прием синестезии — воедино соединены звуковые и зрительные ощущения. Вселенная лирической героини ещё не сформировалась, поэтому всё неясно, чувства и вещи наслаиваются друг на друга, у них нет ещё определённого места в картине мира.
В целом стихи Натальи Стригуновой можно рассматривать как цикл, где прослеживается переход от пустоты и неясности к чёткой картине мира. От произведения к произведению можно наблюдать создание новой вселенной лирической героини. От первого стихотворения и далее мир становится всё более наполненным, появляются не только краски, звуки, но и меняется отношение лирической героини к происходящему. При этом позиция автора в поздних стихах обозначена буквально, без применения тропов. Перед читателями новый, зрелый человек со своим восприятием мира и своим мнением.
Всё, что нужно для полного торжества зла,
Чтобы поэты забыли про честь, ведь честь не в чести́…
Но есть вера, что нас легион, что нет нам числа…
И ещё что-то можно… однажды… наверно, спасти.
Марина Анкудинова