Прошла пора влюбленных грез,
Зачем еще томиться тщетно?
Но вдруг один любовник роз
Запел так ярко, беззаветно.
Прощай, соловушко! – И я
Готов на миг воскреснуть тоже,
И песнь последняя твоя
Всех вешних песен мне дороже.
Эти строки Афанасий Афанасьевич Фет написал в живописном месте Соловьиного края – усадьбе Воробьевка Курской губернии. Именно здесь он провел пятнадцать последних лет своей жизни. Именно здесь поэта на 58-м году вновь посетило вдохновение, и он написал немало восхитительных строк.
В 1877 году за 105 тысяч рублей, а в те времена это были огромные деньги, Афанасий Афанасьевич купил усадьбу Воробьевка, находившуюся недалеко от известной святыни – Коренной Пустыни. Это были места невероятной красоты. Фет писал: «Побывавши в парке, в лесу и осмотревши усадьбу, я остался весьма доволен покупкою, но никак ни настоящим состоянием имения. Нас с женою встретила старушка-генеральша в желтой турецкой шали и, указывая на валяющиеся по полу огрызки моркови, яблок, картофельные корки и пустую яичную скорлупу, – проговорила: «Уж извините, – вот крепостных-то нет и чистоты нет». На высоких и серых стенах парадных комнат когда-то прекрасные обои висели каскадами; о домашних комнатах и говорить было нечего. В доме с двойными рамами не было окна, в котором разбитые белые стекла не были залеплены осколками зеленого».
Предстояло провести крупные работы по благоустройству дома. Но Афанасия Афанасьевича это не пугало. Ведь до этого он уже превращал хутор среди голой степи, где не было ни леса, ни реки, а только две сотни десятин черноземной отличной земли, в прекрасно устроенную усадьбу Степановка Мценского уезда с прудом, садом, отличной дорогой.
Вскоре и запущенная усадьба в Воробьевке превратилась в прекрасно устроенное имение. Один из друзей поэта писал: «На прошлой неделе гостил у Фета. Деревня Воробьевка стоит на левом, луговом берегу реки Тускарь, господская усадьба на правом берегу, очень высоком. Каменный дом окружен с юга и запада огромным парком на 18-ти десятинах, состоящим большею частью из вековых дубов. Место так высоко, что из парка ясно видны церкви Коренной Пустыни. Множество соловьев, грачи и цапли, гнездящиеся в саду; около дома благоухали розы, в оранжерее выращивались кипарисы, олеандры, лимоны, кактусы».
Гордостью Фета была старинная дубрава Воробьевки. Поэта окружала давняя аллея из вязов. И так ему нравилась, что он высадил две новые аллеи – еловую и липовую. По всей территории парка били живительные ключи. Это вдохновило Фета построить красивейший фонтан, который он воспевал в своих стихах. Часто поэта можно было увидеть, разъезжающим по своему огромному, холмистому парку в коляске, запряженной осликом по имени Ник, а полное его имя было Некрасов.
Не удивительно, что в такое красочное место любили заезжать гости, которых за ужином ждал сюрприз. Внезапно стена в столовой раздвигалась, и за ней можно было увидеть гостиную, в которой стоял рояль. Супруга поэта, Марья Петровна Боткина, очень любила музыку. И частенько в доме Фета проводились музыкальные вечера. Оказавшись в гостиной, гости также могли присесть за столик с шахматами или выйти на балкон, подышать свежим воздухом и восхититься красотой вокруг. Хитрую конструкцию с раздвигающейся стеной придумал сам Фет и каждый раз радовался как ребенок, когда видел восхищенные лица своих гостей.
А их в доме Афанасия Афанасьевича бывало немало. Писатель Лев Толстой со своей супругой Софьей Андреевной, поэт Яков Полонский, литературный критик Николай Страхов и многие-многие другие известные писатели, поэты, художники, политические деятели, музыканты.
Однажды в усадьбу к Фету внезапно нагрянул важный гость – знаменитый композитор Петр Ильич Чайковский. Случилось это 18 августа 1891 года.
Тогда композитор впервые посетил Курскую землю. Он приехал в гости к своему старшему брату в имение Уколово Щигровского уезда Курской губернии.
Николай Ильич Чайковский был на два года старше своего гениального брата. Умный, добрый, обаятельный, в детские и юношеские годы они были наиболее близки с Петром Ильичом.
В 1872 году Николай Ильич женился на Ольге Сергеевне Денисьевой, происходившей из дворянского рода. Она и была владелицей усадьбы Уколово. Композитор любил свою невестку за добрый, мягкий нрав. А за необычайную гибкость и подвижность пальцев ее рук Петр Ильич прозвал Ольгу Сергеевну «подвижной суставчик», перефразируя железнодорожный термин «подвижной состав», о котором Николай Ильич написал исследование. Старший брат композитора работал в железнодорожной сфере.
Итак, с 15 по 18 августа 1891 года Петр Ильич гостил в Уколово. В одном из писем композитор писал: «Весьма доволен своей поездкой. Уколово и жизнь у Коли мне очень понравились. Провел у них четыре дня чрезвычайно приятно. Ездили в Коренную Пустынь, а один день провели у Фета».
Как только Петр Ильич узнал, что неподалеку живет один из его любимых поэтов (об этом он неоднократно писал), композитор тут же уговорил брата отправиться в гости к Афанасию Афанасьевичу. До усадьбы поэта они прошли пешком пять верст.
В письме к великому князю Константину Романову Чайковский поделился своими впечатлениями. «Очень приятно было познакомиться с Фетом. Афанасий Афанасьевич тронул меня своим дружеским приемом. Судя по воспоминаниям его, печатавшимся в «Русском вестнике», я думал, что беседа его не особенно интересна. Оказалось, напротив, что это чрезвычайно приятный, полный оригинальности и юмора собеседник. Если бы Вы знали, Ваше высочество, до чего очаровательно его летнее местопребывание! Что за дом, что за парк, что за уютное убежище для стареющего поэта! Он прочел мне много новых своих стихотворений, причем, я удивлялся, как еще молода и свежа его муза».
Сочинения Фета Чайковский любил с юных лет. Первый сохранившийся романс Петра Ильича «Мой гений, мой ангел, мой друг…» написан на стихи Афанасия Афанасьевича. Композитор тогда был студентом Императорского училища правоведения.
В своем творчестве Чайковский еще несколько раз обращался к стихам Фета. Но не так часто, хотя в личной библиотеке композитора хранилось несколько томов его поэзии разных лет. Возможно, причина заключается в уже имеющейся музыкальности стиха поэта.
Фет об этом писал так: «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны… Нет солнца – нет дня. Нет музыкального настроения – нет художественного произведения».
А Чайковский говорил следующее: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область, то есть музыку. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена, но никогда Пушкина, Гете или Байрона. Подобно Бетховену ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант».
Но вернемся в тот августовский день 1891 года. Как и во многие другие вечера в доме Фета звучала музыка, но именно в тот памятный вечер за роялем свои сочинения исполнял сам Чайковский.
Встречу с композитором Афанасий Фет вспоминал так: «Петр Ильич понравился мне как вполне артистическая натура. Из разговора мы узнали, что он страстный любитель цветов, и Мария Петровна принесла в столовую огромный букет из сада. А я, в свою очередь, быстро написал стих и подарил ему, который, как мне кажется, ему очень понравился».
Тому не лестны наши оды
Наш стих родной,
Кому гремели антиподы
Такой хвалой.
Но, потрясенный весь струнами,
Его цевниц,
Восторг не может и меж нами
Терпеть границ.
Так пусть надолго музы наши
Хранят певца
И он кипит, как пена в чаше
И в нас сердца!
Об авторе:
Светлана Андреевна Привалова (г. Курск)
О себе: «Окончила в 2009 г. Курский музыкальный колледж им. Г. В. Свиридова по специальности «Теория музыки», затем в 2014 г. – Курский государственный университет по специальности «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов): дирижирование академическим хором».
С января 2008 г. по август 2010 г. работала преподавателем, концертмейстером в Детской школе искусств №2 г. Курска.
С октября 2010 г. по март 2024 г. работала лектором-искусствоведом (музыковедом) в Курской государственной филармонии. Автор музыковедческих проектов для разной возрастной категории – от дошколят до людей пожилого возраста. Автор абонемента Курской государственной филармонии «Даешь молодежь», приобщающий молодое поколение к классической и народной музыке. Сотрудничала со всеми творческими коллективами и солистами в разных жанрах Курской государственной филармонии, а также со многими известными отечественными музыкантами, в числе которых солисты Московской государственной филармонии: заслуженный артист РФ Александр Князев, заслуженный артист Республики Татарстан Вадим Эйленкриг, Андрей Коробейников, Екатерина Мочалова, Роман Зорькин, Федор Амосов, а также заслуженная артистка РФ Марина Шутова, Владислав Косарев, Дмитрий Носков, Этери Бериашвили, Сергей Головня, дирижер Юрий Меркулов, Юрий Ильинов, молодые солисты Варвара Кутузова, Дмитрий Ковзель и многие другие. Сотрудничала также с солистами и творческими коллективами Ульяновской, Липецкой, Тульской, Гомельской, Донецкой, Орловской, Белгородской, Воронежской филармоний, с музыкантами из Москвы, Санкт-Петербурга, Беларуси.
В настоящий момент работаю заместителем директора по художественно-постановочной деятельности Концертно-творческого центра им. М. С. Щепкина.
Автор и руководитель краеведческих музыковедческих проектов – победителей грантовых конкурсов Президентского фонда культурных инициатив: Пешеходная экскурсия «Музыкальные страницы Курска», Подкаст «Говорит Соловейка».
Член Российского музыкального союза (гильдия музыкознания), лауреат I степени XV Международного конкурса Grand Music Art в номинации «Музыковедение».
Принимала участие в Международной научной конференции «Свиридовские чтения», в Международной научной конференции «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика» и многих других.
Проходила обучение в Межрегиональной мастерской для писателей Центрального федерального округа в 2024 г.
Имею благодарности Комитета по культуре Курской области, Курского государственного университета, Благотворительного фонда Валерия Халилова, Администрации Центрального округа города Курска. Награждена Почетной грамотой Комитета по культуре Курской области».