Шукшина Ирина — Чары битловского феномена

The love you take is equal to the love you make…

(В конце концов, любовь, которую ты получаешь, равна любви, которую ты отдаёшь…)

Из песни  Пола Маккартни  «The End» (1969)

На днях, перебирая  книги своей библиотеки,  наткнулась на  шикарный календарь, посвящённый культовой  британской  группе «The Beatles», подаренный мне друзьями  на концерте, посвящённом Дню рождения  Джона Леннона. Подумала,  что в нашем промышленном городе Челябинске так много интересных  событий и мероприятий,  связанных  с их  творчеством и ставших за много лет  традиционными, что об этом не грех поведать миру.

Наверняка люди моего поколения могут о «битловской» музыке сказать то же, что и я: услышала в возрасте 10-11 лет. Не знала английского языка и не понимала текста песен, но распевала вместе с «битлами»  их песни  целый день, пока работал магнитофон, из  которого  лилась завораживающая   музыка песен и чудные обороты английского языка, которые я могла воспринять  только сердцем. Вместе с  драгоценной  бобиной магнитофонной плёнки  в доме появились  фотографии, добытые  где-то старшим братом, не самого лучшего качества, конечно.  На них  были запечатлены   участники группы:   Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон  и Ринго Старр   с необычными для нас стильными удлинёнными причёсками, в брюках клёш и пиджаками без лацканов. Я была от них  в восторге. Носила фотки  в школу, чтобы похвастаться подружкам. Что и говорить, девчонки в них   влюблялись сразу и безоговорочно. Позже  появились переводы текстов их песен на русский язык,  стали понятны смыслы.

Я никогда не была  фанаткой  «ливерпульских жуков», но следила за  событиями, происходящими  с этими всемирно известными  людьми: расстраивалась  из-за   распада  группы  в 1970 году,  со слезами на глазах переживала трагическую гибель Джона Леннона в 1980 году в Нью-Йорке, позднее  скорбела  по поводу  ухода из жизни в 2001 году от рака  Джорджа Харрисона.  Потом был период, когда  музыка битлов  стала  всё  реже   звучать  из телевизора и радиоприёмников. Но  если я  натыкалась на неё, то  слушала с удовольствием, испытывая  юношескую ностальгию.

Однажды мой  друг, известный в Челябинске музыкант Леонард Спадавеки,  участник группы « Live’R’Pool», пригласил меня на концерт, посвящённый Дню рождения  Джона Леннона. Это был 2013 год.

Ровно девятого октября, в День рождения легендарного музыканта во Дворце железнодорожников г. Челябинска состоялся концерт, который произвёл на меня колоссальное впечатление. В нём участвовали и профессиональные группы, и самодеятельные коллективы: « Live’R’Pool», «ИНДИГО ДИВО», «JAZZ BRAZERS», молодые, подающие надежды солисты Ольга Калмыкова и Эдуард Риккер, группа «АУРА» и другие  музыканты, включая детей  и подростков, исполняющих песни битлов, – вот это меня больше всего тронуло и порадовало. У меня сохранилась  афиша‑закладка с этого мероприятия, поэтому смело перечисляю участников.  Несколько лет подряд  посещала  «Дни рождения Леннона». Зал всегда был переполнен любителями битловской  музыки.

С радостью и уважением отмечала присутствие тех, кто ежегодно  являлся  организаторами  этого мероприятия  и ещё одного, очень значимого в культурной жизни Челябинска – Международного  музыкального фестиваля «Весенний beat». Это музыковед  Челябинской филармонии, директор фестиваля Наталья Риккер, музыкант ансамблей «Уральский диксиленд» и  «Live’R’Pool», художественный руководитель фестиваля Виктор Риккер,  врач-невролог, битломан,  издатель челябинского битловского  журнала  «Helter-Skelter»  Михаил Гольцфарб  и  другие любители битлов.

Была рада  вновь  увидеть людей, кто, взрослея-старея, не утратил   любви и преданности своим молодёжным  кумирам.  Отмечала, что  появились новые слушатели, среди которых  и подростки, и студенты, и люди среднего возраста.

Я  наблюдала, как из года в год набирает силу голос Эдика Риккера. Как он из поющего и играющего на гитаре  юного артиста превращается в  молодого профессионала с хорошо поставленным голосом и высокой техникой игры на гитаре. «В семейной  династии  известных в России и за рубежом челябинских  джазменов Риккеров  есть  достойное  пополнение», – радовалась я.

Каждый год  девятого октября  на сцену выходили  новые молодёжные коллективы, которые были основательно и серьёзно заражены вирусом «битловской»  культуры.  И это было, на мой взгляд, очень здорово, ведь группа  «The Beatles» была признана  музыкальным  феноменом,   оказавшим  большое влияние на поп- и рок-музыку XX века,  выйдя за рамки жанра популярной музыки и изменив всю мировую культуру. Специалисты  часто выделяют  эпоху  «до» и «после» «The Beatles». Майкл Кэмпбелл и Джеймс Броуди, авторы  книги «Рок-н-ролл: введение» (1999),   сравнили влияние «The Beatles» с той ролью, которую  в своё время  в музыкальном мире  сыграл   Бетховен.*

Чары битловских песен  охватили население Советского Союза сразу и надолго. «Увлечение «The Beatles» для меломана сродни инициации. Любовь к музыке ливерпульской четверки открывает двери в мир ясных, простых и при этом подлинных в своем эмоциональном накале мелодий.  Они-то уж точно здесь, на хребте Уральских гор требуют к себе особого отношения, ставят на слух своеобразный «фильтр», не пропускающий рока-попсовой халтурки.  «The Beatles» всеобъемлющи, универсальны и милы как брутальному любителю русского рока, так и джазовому эстету, а также «народнику», лихо стучащему каблуком под «Камаринскую».**

Одним  из главных битломанов Челябинска  стал Валерий Ярушин, руководитель Челябинского самобытного и любимого  народом  музыкального коллектива  «Ариэль». «В  1970-е он  изящно «внедрял» «The Beatles» в программы ариэлевских выступлений, а на излете 1990-х устроил «Битловские посиделки» – концерт-марафон с участием практически всей музыкальной общественности города. Появились коллективы, в репертуаре которых битлы проходили «генеральной линией». С помощью Джона-Пола-Джорджа-Ринго даже стали приучать к симфонической музыке: дирижер Антон Гришанин создал «Битлз-сюиту», исполнив ее с оркестром  Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Михаила Глинки».**

В 2010 году в  интернете был опубликован материал, связывающий город Челябинск с самим сэром Полом Маккартни. В его коллекции появилась уникальная гитара, созданная двумя челябинскими музыкантами Владимиром Устиновым  и Анатолием  Ольшанским,  которые  придумали  новую форму гитары  и назвали её «Гран» (гитара российская акустическая новая). Это было  в 1980-е годы, когда один из них шутки ради превратил старую «Музиму» в 12-струнку, натянув в два ряда металлические и нейлоновые струны.

Чудесным образом челябинцам удалось попасть в Лос-Анджелес на концерт  экс-битла. Также провидению было угодно, чтобы наши музыканты смогли лично предстать перед сэром  Полом.

«Не растерявшись, Анатолий Ольшанский на ходу расчехлил перед Маккартни гитару и сыграл Blackbird. А Пол, взяв в руки «Гран» и послушав звук, попросил сделать ему такую же, но только для левши.

Подарок для Пола по заказу челябинцев собирал мастер Геннадий Калабин в Ижевске. Параллельно Ольшанский вел переписку с Маккартни, обсуждая возможности улучшения инструмента. У гитары, которую музыканты назвали «Мишель», была перламутровая накладка, украшенные вязью серебряные колки и анодированные под золото струны Thomastik. В декабре 1993 года за гитарой прилетел менеджер Маккартни, а после челябинские изобретатели получили письмо, в котором Пол назвал «Гран» инструментом XXI века.

Спустя почти год, в ноябре 1994-го, Владимир Устинов и Анатолий Ольшанский запатентовали свою идею, вписав в соавторы сэра Пола Маккартни. Позже инструмент получил широкое признание у музыкантов по всему миру, а его продвижение на мировом рынке стало для изобретателей делом всей их жизни. Необычная гитара  изготавливалась только вручную по спецзаказу».***

Любовь к «The Beatles» и тяга к приключениям кардинально изменили жизнь ещё одной челябинки. В 2013 году в интервью журналисту 74.ru  Евгения Ененко, известная в кругу битломанов как Женя Битлз, сказала: «Если бы все это случилось не со мной, я бы сказала, что так не бывает».

Она влюбилась в творчество британской группы в двенадцать лет. Учась на  третьем курсе университета, махнула в Англию по программе обмена студентов – собирать клубнику. По счастливой случайности лично познакомилась с Полом Маккартни на его выступлении в Уэльсе, где он читал свои стихи».

«Первая встреча с Полом Маккартни дала мне понять, что нет ничего невозможного в жизни. Если идешь к чему-то с упорством, то дойдешь. Даже из Челябинска», –  поделилась  Евгения. 

Она  стала первым  в России дипломированным  битловедом, закончившим в Англии специальные курсы. «Человеку с улицы попасть в программу сложно, потому что сдается экзамен на знание творчества «Битлз». Важны также знания музыковедческие, исторические, нужно умение общаться с большим количеством людей, столь важное для экскурсовода, и, конечно же, сдавали экзамены на знание английского языка», – рассказывала  она журналистам.

Позднее  девушка  помогала организовывать концерты Ринго Старра в России, была его  переводчиком. С  её слов,  она   ежегодно встречалась   с Полом Маккартни,  общается с его сыном  Джеймсом.   Женя  сотрудничала  со многими британскими музыкантами:  с сыном Джона Леннона Шоном  Ленноном,  который приезжал с гастролями в нашу страну, с барабанщиком «Битлз» Питом Бестом, с группой, созданной  Джоном Ленноном  «The Quarrymen», с Тони Шериданом и другими музыкантами и коллективами.

Евгения  живёт сразу на несколько стран. А в родном Челябинске её до сих пор некоторые так и называют – Женя Битлз. ***

Однажды в Челябинске чуть было не появился бульвар имени Джона Леннона. Авторы идеи придумали назвать его именем новый бульвар в Курчатовском районе  города. Эта идея понравилась тогдашнему мэру, поклоннику джаза  Вячеславу Тарасову. Челябинская  городская  Дума  в октябре 2000 года приняла  решение  увековечить таким образом память о знаменитом  битле.

Тогда же авторы инициативы изготовили пробную адресную табличку «Бульвар Джона Леннона, № 1» с гербом Челябинска и отправили её в музей «The Beatles» в Ливерпуле. Спустя девять лет новый состав  Гордумы отменил это  решение. «Бульвара нет, зато адресная табличка из Челябинска до сих пор хранится в музее «The Beatles»  в Ливерпуле», – сообщил Михаил Гольцфарб  журналистам 74.ru.

Ещё одно знаменательное событие связало ливерпульскую четвёрку и Уральскую  землю.  Наши соседи, екатеринбуржцы,  23 мая 2009 года открыли   единственный в России  памятник «The Beatles». Покрывало с монумента сбросили почётные гости — участники группы «The Quarrymen».  Монумент представляет собой чугунные силуэты участников группы на фоне кирпичной стены. Рядом на стене — надпись из песни «The  Beatles» «The End»:  «The love you take is equal to the love you make» –   «В конце концов, любовь,  которую ты  получаешь, равна любви, которую ты отдаёшь»

Эта песня  стала  последней,  записанной  «The Beatles» и последней  в 16-минутной сюите на второй стороне их последнего альбома «Abbey Road». Джон Леннон в интервью журналу «Playboy» в 1980 году сказал: «Это снова Пол. Он написал строку «And in the end the love you take/ Is equal to the love you make.» Это очень космическая, философская мысль». Битлы этой символичной песней закончили своё существование как группа! Памятник им  установлен у здания, находящегося по адресу: город Екатеринбург, ул. Горького, 8.

Не обошлось в нашем славном городе Челябинске  и без чудачеств, связанных с легендарной группой. Поклонник «The Beatles», художник по мебели  Андрей Маркунасов, пятнадцать лет вынашивал идею создания дивана с изображением своих кумиров, вдохновившись обложкой альбома «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера».

На изготовление единственного в своём роде предмета интерьера у него ушёл почти год и множество дорогостоящих материалов. Чтобы хватило денег на проект, челябинскому мастеру пришлось продать свой Volkswagen.

Диван он выполнил  в виде макета  Тауэрского моста, использовав  красное  дерево,  башни — из махагони, мелкие детали — из африканского анегри. Основание дивана — из ясеня. На боковинах лазерная гравировка текста и нот песни «Yesterday», а также УФ-печать известных фотографий великолепной четверки. Каждая деталь выполнялась индивидуально: вышивка на сидениях,  гитары, похожие на инструменты «The Beatles»  и множество других элементов. Свою работу Андрей сравнивает с чашей Грааля.

Мастер мечтал показать своё произведение Полу Маккартни и Ринго Старру, а до этого времени  чудо-диван был размещён  на  выставке  в мебельном  центре  «Калибр»  г. Челябинска.

«Эта вещь ещё слишком дорога для меня. Так что я не готов пока с ней проститься и назвать её цену», – сообщал тогда Андрей  Маркунасов в интервью журналисту АиФ (АиФ, 2016). Сведений о том, был ли продан диван  кому-то из битломанов,  на сегодняшний день  я не обнаружила.

Особого внимания заслуживает Фестиваль битловской музыки «Весенний beat», который  впервые начал своё  яркое   шествие  по культурным площадкам  города Челябинска 23 января 2013 г. Он  был приурочен  к всемирному дню «The Beatles», который  с 2001 года, по инициативе ЮНЕСКО отмечается  16 января. Эта дата  выбрана не случайно. Ведь именно 16 января 1957 года открылся клуб «The Cavern» в Ливерпуле, где начали свою карьеру тогда еще никому не известные  участники  группы «The Beatles».

Международный фестиваль «Весенний beat» в 2024  году   стартовал  в двенадцатый раз. «Мы стараемся каждый год создавать новую, уникальную фестивальную программу. Например, впервые в публичной библиотеке состоялась музыкальная джазовая выставка. В последние два года нам удается сохранить статус международности, у нас выступают артисты, знакомством с которыми мы гордимся. И я рада, что в программе каждого концерта звучит что-то уникальное: джазовая музыка, блюз, авторские песни и даже народные!» – подчеркивает директор фестиваля Наталья Риккер.***

В Челябинске Фестиваль поддерживают Министерство культуры и крупнейшие медиахолдинги города. Он  с каждым годом набирает обороты: расширяется круг участников-конкурсантов. Победители состязаний  детского вокального конкурса «Весенняя beat-ва детских хоров» – настоящие музыкальные бриллианты!   Благодаря этому мероприятию мы узнаём новые имена руководителей коллективов, которые творчески, филигранно  и профессионально работают со своими учениками, а потому  их совместный  успех не  простая удача. Это закономерный результат колоссального труда с обеих сторон. Мы  по праву гордимся  этими людьми и ждём от них в новом сезоне на  Фестивале 2025 года   незабываемых  конкурсных  номеров   с оригинальными  музыкальными  и постановочными  решениями.

Надеюсь, что битловское движение в Челябинской области будет долго и успешно развиваться, находясь  под чарами этого музыкального феномена.    А посему  « The  Beatles» – forever!».

Источники цитирования:

*«Википедия» 
**  из статьи   музыковеда Натальи Риккер  в челябинском  журнале «Helter-Skelter».
*** 74.ru

Об авторе:

Ирина Шукшина (Ирина Фрик) (г. Челябинск)

О себе: «Родилась и живу в Челябинске. Практикующий врач.

Прошла обучение на курсе профессора Н. А. Ягодинцевой «Основы литературного мастерства» в Челябинском государственном институте культуры и Международных курсах прозы Band «Как писать прозу. Искусство истории» (2021), «Автофикшен» (2023).

Заняла первое место в номинации «Проза» и первое  место в номинации  «Юмор» в  Международной литературной Премии Союза писателей Северной Америки им. Марка Твена «Простаки за границей» (2023). Включена в шорт-листы Международного литературного конкурса «Славянские традиции» (2021, 2022, 2023) в поэтических номинациях и в прозе. Финалист и обладатель диплома читательских симпатий Международного конкурса «Есть только музыка одна» памяти Дмитрия Симонова (2022). Дипломант других известных  российских  литературных Премий и  конкурсов Союза писателей России и Российского союза писателей. Член Союза писателей Северной Америки».

Публикации:

  • сборник  стихов «Музыка жизни» (2014);
  • сборник хокку «Satori. Озарение» (2023);
  • сборник повестей и рассказов «Синдром путника» (2023);
  • антология «In the Mood, или незабытая мелодия» (2023).
Оцените этот материал!
[Оценок: 6]