В цыганском костюме, с трубкой во рту, с монисто и шалью на плечах она порхала среди танцующих девушек из цыганского табора. «Отвори потихоньку калитку» пел зрительный зал вместе с ней. И эта ее легкость, бесшабашность и озорство ну никак не вязались с тем «академическим» образом заслуженной артистки Туркменистана и оперной дивы, который я привыкла представлять.
Наше знакомство с Зарудиной произошло много лет назад. Мы с ней сдружились и, если можно так сказать, «спелись». Но до сих пор каждый очередной визит к ней точно так же, как и самый первый, полон неожиданностей и сюрпризов и непременно начинается с какой-нибудь обескураживающей фразы Лилии Исмаиловны. Так и в этот раз.
– Лилия Исмаиловна, здравствуйте! — вхожу и приближаюсь к ней для приветственного поцелуя.
– Ты что же это, солнышко, не знаешь, что рукопожатия и поцелуи теперь запрещены во всем мире? COVID повсюду! Нужно здороваться друг с другом локтями или ногами, – и тут же демонстрирует это мне. Затем, вдоволь насладившись моим огорошенным видом, она продолжает:
– Теперь ты попробуй.
И вот мы все – вся моя семья плюс Вячеслав Георгиевич, супруг Лилии Исмаиловны – под ее присмотром изучаем технику бесконтактного приветствия.
После импровизированного мастер-класса все садятся за накрытый стол, и мы погружаемся в беседу по душам.
– Я родилась в Дарганате, но выросла в городе Мары, – вспоминает Лилия Исмаиловна. — Затем поступила в ашхабадское музыкальное училище, где занималась в классе оперного пения у А. П. Колоярской. Мне тогда было лет 18-19, и я подрабатывала на силикатном заводе. Времена ведь были трудные. Из-за работы в ночную смену мне приходилось пропускать занятия, и в основном, я ходила только на уроки вокала. Во время перерывов между уроками я частенько пела для своих однокурсников.
Однажды меня в очередной раз попросили спеть, но рядом не оказалось ни одного пианиста, чтобы аккомпанировать мне. Кто-то из присутствующих вспомнил про «новенького». Он только вернулся со службы в армии и устроился на работу в музыкальное училище концертмейстером. Так и состоялось наше с Вячеславом Георгиевичем знакомство и первое импровизированное совместное выступление. В те годы Слава был еще в начале своей карьеры. Сегодня же он настоящий мэтр, знающий все нюансы оперных партитур и клавиров.
Когда мы познакомились со Славой, он обращался ко мне исключительно на «вы». «Вам нужно обязательно дальше учиться», говорил он. Эти слова и стали решающими в моей судьбе. Я поступила в Гнесинку. Годы учебы были нелегкими, но интересными. Слава тоже в этот период приезжал в Москву с товарищем. И мы снова пересеклись. Возможно, тогда и прошла между нами искра. Мы ездили друг к другу на свидания, я – в Ашхабад, он – в Москву. Однажды после его слов «Я так не могу. Давай поженимся», мы сыграли свадьбу.
Общаясь с Лилией Исмаиловной, не замечаешь, как быстро пролетает время. И я не перестаю удивляться молодости ее души, жизнерадостности, оптимизму и чувству юмора. Ей 82 года. Но ее постоянная готовность к хулиганским выходкам, ироничность натуры и озорство будто стирают эти годы. С каждым, будь то ребенок или взрослый, она разговаривает на равных, к каждому находит свой ключик. И ни одного дня не проходит без того, чтоб к этой доброй семейной паре не пришли бы друзья, соседи, коллеги или родня.
Мы тоже, бывает, заскакиваем к Зарудиным «на минуточку», а уходим поздно ночью. И как всегда Лилия Исмаиловна полна энтузиазма.
– Ты что же это, солнышко, не знаешь, как готовить запеканки? — говорит она мне. И тут же мы все – вся моя семья плюс Вячеслав Георгиевич – переходим к мастер-классу по фирменным запеканкам Лилии Исмаиловны с последующей дегустацией.
Во время наших теплых и по-семейному уютных встреч она много рассказывает о своих ролях в оперных спектаклях, об известных музыкантах, дирижерах и композиторах, о звездах оперной сцены, с которыми ей довелось пересекаться и поработать. Знаменитости в рассказах Лилии Исмаиловны выглядят такими же, как и мы – простыми смертными. И не знаю почему, но особенно приятно слушать про то, как они попадают в различные курьезные ситуации.
Лилия Исмаиловна на заслуженном отдыхе. А многие годы они вместе с Вячеславом Георгиевичем каждое утро, взявшись под руки, под одним зонтом, в течение многих лет ходили на работу.
И с того самого момента, когда молодая семья Зарудиных, два молодых специалиста, она – певица, выпускница Московского государственного института имени Гнесиных, он – пианист и концертмейстер, выпускник Туркменского педагогического института искусств, впервые, взявшись за руки, пошли на работу, прошло более полувека!
Ежедневно, в любую погоду, добирались они на работу с окраины Ашхабада, частично пешком, частично на общественном транспорте в течение двух, а то и трех часов. Зарудины трудились, так же, как и другие музыканты их поколения, закладывая свои кирпичики в фундамент туркменского оперного искусства и национальной певческой школы.
28 лет Лилия Исмаиловна пела на сцене Академического театра оперы и балета имени Махтумкули. Ей довелось выступать со многими звездами советской оперы, которые приезжали на гастроли в Туркменистан. Были и туры в другие города и республики.
Лилия Исмаиловна была неотразима в ролях Кармен, Азучены в «Трубадуре» Верди, Берты в «Севильском цирюльнике» Россини, Графини в «Пиковой даме» Чайковского и многих других. И все эти годы с ней рядом был Вячеслав Георгиевич – ее верный соратник, единомышленник и «боевой товарищ».
Прослужив более четверти века в оперном театре, Лилия Исмаиловна исполнила практически все роли, написанные для меццо-сопрано. Свидетели блистательных выступлений Зарудиной до сих пор с восторгом вспоминают об ее успехах на сцене.
Один из них – близкий друг семьи народный артист Туркменистана Гарольд Исаакович Неймарк. Он постоянно повторяет: «Лиля, как посмотрю на тебя, так сразу вспоминаю Азучену». В то время молодой Гарольд Исаакович играл в оркестре оперного театра и, сидя в оркестровой яме, мог видеть все выступления Зарудиной.
Службу в театре Лилия Исмаиловна совмещала с работой в музыкальном училище, а позже – в консерватории. Будучи прекрасным преподавателем, Лилия Исмаиловна воспитала много талантливых певцов. Несомненно, самый яркий среди них – Довлет Нургельдыев, великолепный тенор и звезда престижнейших европейских оперных сцен.
С Довлетом Нургельдыевым заключают контракты лучшие театры мира, он дружит и выступает с всемирно известным испанским тенором Хосе Каррерасом. Было дело, что на одном из концертов к Довлету подошла сама королева Бельгии, чтоб выразить восхищение его талантом и лично познакомиться ним.
В современном оперном мире все знают Нургельдыева, но не все знают, что Довлет – ученик Лилии Исмаиловны. Про него много пишут в газетах и журналах. И в каждом своем интервью он непременно говорит, что самым первым его педагогом была Лилия Исмаиловна Зарудина.
Среди ее талантливых учеников также и блистающая на туркменской эстраде Айна Сейиткулиева, замечательная певица и пианистка Огульджан Каррыева, выступающая во Франции и в Германии талантливая певица и пианистка Майя Максудова.
…Мы любим ходить к Зарудиным в гости. И вот в наш очередной визит к Лилии Исмаиловне я еду с наисерьезнейшими мыслями, намереваясь обсудить с ней важнейшие аспекты современного оперного искусства.
– Лилия Исмаиловна, здравствуйте!
– Ты что же это, солнышко? Что с голосом? Дай-ка я тебя распою! (распеваться на языке вокалистов означает заниматься вокальными упражнениями). Становись к инструменту!
И мы, вся моя семья, а Вячеслав Георгиевич – за фортепиано, усердно поем вокализы и правильно «дышим».
В другой наш визит была еще такая феноменальная фраза:
– Ты что же, солнышко, пришла в платье? Ну-ка, давай надевай мои штаны и сейчас я тебя научу самому эффективному упражнению для похудения.
И вот мы, вся моя семья плюс Вячеслав Георгиевич, под строгим контролем Лилии Исмаиловны учимся делать это упражнение.
Нам эти милые мастер-классы очень нравятся, и им «подвергается» любой, кто заходит в гости к Зарудиным. Такие вот они, сердечные, открытые и по-родительски заботливые люди.
Но лишь однажды я смогла их удивить.
– Лилия Исмаиловна, Вячеслав Георгиевич, а давайте готовить улиток, — сказала я и достала из сумки пакет с замороженными улитками.
Я смотрела на их удивленные лица, и маленькая девочка внутри меня довольно улыбнулась.
Об авторе:
Айна Широва (Туркменистан)
Композитор, музыковед, журналист, докторант Страсбургского университета (Франция), лауреат международных конкурсов, член Евразийского союза композиторов. В годы учебы в ашхабадском музучилище на музыкально-теоретическом отделении начала пробовать сочинять. К серьезным занятиям композицией подтолкнул преподаватель полифонии и музыкальной литературы Вячеслав Смирнов, который лично попросил композитора Реджепа Реджепова позаниматься с ней и подготовить к поступлению в консерваторию. Туркменскую национальную консерваторию (ТНК) окончила по специальности «композиция» в классе Джерен Курбанклычевой и была одной из трех студентов в вузе, кто получал именную президентскую стипендию. Консерваторские годы прошли в творческих экспериментах, поисках себя. Примерно в эти же годы Айна Широва активно занялась журналистикой.
В данное время работает преподавателем музыки. Ее произведения исполняются в разных регионах Туркменистана, во Франции, Америке, России, Германии. Готовится к выходу в свет книга рассказов о деятелях туркменской традиционной музыки бахши и сазанда на четырёх языках – туркменском, русском, английском и французском.