Елена Антоновна собрала разбросанные на пианино ноты и сложила в шкаф. На сегодня уроки закончены, последний ученик, отыграв домашнее задание, ушёл домой. Завтра у неё экзаменационный день. И хотя она давно уже учит музыке, но волнение не отпускает её во время экзаменов, когда перед комиссией выступают ее ученики. Учительнице казалось, что экзаменаторы ставят оценку не только мастерству юных пианистов, но и ей, вкладывающей душу в каждого из них.
…День, когда она пришла на свой вступительный экзамен, предстал перед её внутренним взором, словно это было вчера. Девочка с трудом уговорила маму позволить пройти испытание, а мама сопротивлялась и придумывала отговорки: нет инструмента, некому переводить через дорогу, а главное, не бросит ли Лена занятия, столкнувшись с первыми трудностями? На помощь пришла соседка Антонина Степановна, чья дочь Майя уже год занималась с Зоей Сергеевной, учительницей из музыкальной школы. Той самой, куда Лена собиралась поступать. Соседка пообещала водить на уроки обеих девочек, если они будут приняты, конечно. Мама сдалась, и вот они обе стоят в коридоре перед заветной дверью, за которой заседает комиссия. Майя уже побывала на экзамене и вышла с улыбкой до ушей – приняли! Наконец вызвали Лену.
Девочка вошла внутрь и зажмурилась от яркого света, проникавшего через огромные окна. Освоившись, она увидела длинный стол, за которым сидели члены комиссии. Их было пятеро, не считая секретарши. Та занимала место сбоку и всё время вставала – то подавала какие-то бумаги, то приглашала поступающих, то отвечала на телефонные звонки. Вот и сейчас она подвела Лену к столу и занялась перекладыванием нот на пюпитре.
— Как зовут тебя, девочка? – спросила полная блондинка, сидевшая в центре.
— Лена Ефимова.
Наманикюренный палец блондинки двигался по строчкам лежавшего перед ней списка сверху вниз, затем снизу вверх и наконец, найдя нужную фамилию, остановился.
Если бы Лена имела возможность заглянуть в бумаги, она бы заметила, что возле некоторых фамилий имеются какие-то непонятные значки. Возле её фамилии ничего не было, и блондинка, которую звали Полина Константиновна, поняла, что девочка пришла с улицы, никто за неё не ходатайствовал, поэтому никто не будет жаловаться, если её удастся завалить.
— Скажи, Леночка, у вас есть пианино? Ты ведь хочешь заниматься на фортепиано? – спросила Зоя Сергеевна.
Вопрос удивил Лену: посещая Майю, Зоя Сергеевна была прекрасно осведомлена о том, что у соседей нет инструмента. Лена ответила, что мама купит пианино, если её примут в школу.
Полина Константиновна забарабанила по краю стола и велела повторить ритм. Лена немного отвлеклась, размышляя о том, где мама достанет пианино, и простучала неверно. Она поняла, что ошиблась, обнаружив на лице блондинки кривую улыбку.
В это время Зоя Сергеевна подвела Лену к роялю.
— Ты ведь не умеешь играть? — спросила она.
— Почему не умею? Умею, — твёрдо заявила Лена.
— Но ведь ты не брала частные уроки?
— Меня соседская Майя научила. Я и все ноты знаю, и звукоряд. А из этой книжки, — Лена кивнула на цветную обложку «Музыкального букваря», — я несколько песен знаю.
И не дожидаясь приглашения, Лена уселась возле рояля и от души забарабанила по клавишам:
Сеяли девушки яровой хмель…
Она хотела перейти к следующей песне, но её остановила Зоя Сергеевна.
— Хватит, мы уже слышали, довольно.
Она через плечо посмотрела на Полину Константиновну и добавила:
— По-моему, здесь всё ясно?
Лена вдруг испугалась, что её не примут в музыкальную школу, и как раз сейчас ей захотелось учиться так сильно, как никогда. Она попросила проверить её снова.
— Хорошо, спой что-нибудь, — раздался голос председателя комиссии Виленской.
До этой минуты она листала ежедневник и, казалось, не обращала внимания на Лену, но, как только Зоя Сергеевна вознамерилась поставить точку в собеседовании, продолжила испытание.
Лена посмотрела ей прямо в тёмные глаза и обнаружила, что та самая Виленская, о которой шла слава строгой преподавательницы, ободряюще улыбнулась.
У дороги чибис, у дороги чибис.
Он стоит, волнуется, чудак:
— пела девочка, а Елизавета Наумовна ладонью отбивала ритм.
— Так, хорошо, хорошо, — повторяла она, пока Лена выводила мелодию.
«А скажите, чьи вы? А скажите, чьи вы?
И зачем, зачем идёте вы сюда?»
Песня закончилась, и Лена с опаской оглядела комиссию. Зоя Сергеевна и Полина Константиновна поджимали губы, но по лицу Виленской было понятно, что она довольна пением.
— Сейчас тебе сыграют музыкальную фразу, а ты должна повторить голосом, поняла? – спросила сидевшая за инструментом Зоя Сергеевна.
Лена кивнула. Новая фраза оказалась не такая простая, как сыгранная для Майи, но Лена безошибочно спела и не сбилась ни разу.
— Молодец, девочка. Напомни, как тебя зовут? Лена Ефимова? Очень хорошо. Когда будут распределять детей по педагогам, я возьму тебя к себе, — похвалила Виленская и снова улыбнулась
— Это значит, я принята? – обрадовалась Лена.
— Принята. Иди, обрадуй маму и скажи ей, что завтра в шесть вечера родительское собрание.
Не чуя под собой ног, Лена двинулась к двери, но не успела она выйти в коридор, как услышала свистящий шёпот Полины Константиновны:
— У Вас, конечно, опыт и авторитет, Елизавета Наумовна, но что будет со школой, если мы будем принимать всех с улицы?
— Талантливая девочка, абсолютный слух, и ты хочешь отослать её? Чем она помешает тебе, Полина, если она будет в моём классе?
Лена вышла, Елизавета Наумовна поспешила за ней.
С тех пор прошло много лет. Лена была искренне благодарна первой учительнице музыки за то, что не потушила в ней, семилетней девочке, искорку любви к прекрасному. Какое счастье – встретить своего педагога и довериться ему! И теперь Лена, вернее, Елена Антоновна, старается стать для кого-то незаменимой.
Об авторе:
Алла Николаевна Кречмер (Израиль)
Родилась в Хабаровском крае, окончила школу в Пскове. Врач по профессии, закончила Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет. Живёт в Израиле. Состоит в СРПИ – Союзе Русскоязычных Писателей Израиля, автор пяти романов и семи поэтических книг. Публикации в журналах «Байкал», «Север», «Свет столицы», «Союз писателей», «Рог Борея», «Подъём», «Царицын», «Литературный ковчег», «На русских просторах» (Россия); «Русское литературное эхо», «Ашдодская гавань» (Израиль); «Эмигрантская лира» (ЕС); «Русскоязычная Америка» (США); «Иные берега» (Финляндия); а также в альманахах России, Израиля, Беларуси, Болгарии, Бельгии, Германии, Великобритании, Канады, США, Сербии, Таджикистана. Участник антологии «In the Mood, или незабытая мелодия» Международного конкурса «Слово и Музыка» (2023).
Лауреат премии имени Марка Алданова (2021); лауреат международного фестиваля «Открытая Евразия» в категории «Проза» в 2018 и 2021 годах, первое место в поэтическом фестивале «Словенское поле» (2020). Гран-при международного поэтического конкурса имени Анны Ахматовой «Бег времени» (2022). Лауреат фестиваля «Славянское слово» в 2022 году в номинации «Детская литература». Финалист Международного конкурса «Есть только музыка одна» памяти Дмитрия Симонова в номинации «Рассказ» (2022). Призёр поэтического фестиваля «Литкон», первое место в номинации «Проза» (2023). Призёр международного фестиваля «Литкузница» в номинации «Моя королева Русь!», первое место, 2023 и 2024 год. Финалист поэтического конкурса «С любовью к женщине» (2024). Второе место в конкурсе ретеллингов от литклуба «Добро» (2024). Лауреат литературного конкурса имени Н. Рубцова «Тихая моя Родина» (2024). Лонг-лист литературного конкурса имени Короленко (2024).