Новосибирский автор Вера Ильина известна как автор книг для детей и подростков: «Чёрно-белый человек», «Место у окна», «Лысая». Последняя ещё не вышла в печать, но уже была отмечена Международной детской литературной премией имени В.П. Крапивина в номинации «Выбор Командора». Творчество Веры направлено на подростков, но ничуть не менее интересно и взрослым людям. Она поднимает серьёзные, глубоко психологические темы и преподносит их в понятной для читателя любого возраста форме.
Корреспондент фонда «Сибирский писатель» Илья Клоцкий поговорил с Верой Ильиной о подробностях творческой жизни, международной премии и многом другом.
— Вы говорили, что не читаете взрослой литературы. Почему?
— Дело вкуса – мне просто неинтересна литература «для взрослых». Истории про подростков мне кажутся более живыми. В этом возрасте люди более остро ощущают мир, сильнее реагируют на несправедливость и выбирают свой жизненный путь.
— Как Вы, писатель и преподаватель математики в одном лице, смотрите на стереотип о гуманитариях и «технарях» ? Насколько правдив этот домысел?
— Математики среди писателей – явление нередкое. Хотя я себя таковым назвать не могу. Для меня это просто область интересов. Её преподавание, постоянный поиск новых способов объяснения. Литераторам всегда что-нибудь интересно, они народ пытливый. Среди моих знакомых авторов есть медики, химики, психологи, педагоги. И не знаю ни одного человека, который занимался бы только писательством.
— Что для Вас самое главное в творчестве и что Вы хотите им донести? Самое тяжёлое и самое простое в писательском ремесле?
— Глобальной цели «донести» что-то до читателя у меня нет. Просто хочется рассказать историю – я её пишу. Самое главное в творчестве – процесс написания.
Писательская деятельность включает в себя много всего: общение с издательствами, редакторами, корректура, вычитка текста, встречи с читателями, интервью. Но самое большое удовольствие я получаю именно от процесса создания книги. Для меня наиболее простое в творчестве – писать. Тяжёлое – после её создания ответить на вопрос «Что я такое сочинил?»
— Темы человека как личности, общественного принятия встречаются во многих Ваших произведениях, почему именно они? Насколько важны эти темы для Вас?
— Вообще «тема общественного принятия» – это тема про каждого в отдельности. Мне говорили на встрече, что я пишу об «особенных людях» – о чёрно-белом человеке, о лысой девочке. Но нет, это не особенные люди, а самые-самые обыкновенные, простые. Только эта обыкновенность и уникальность не всегда видна. Наверное, она есть у каждого, только не все её показывают. Почему? Можно написать об этом книгу.
— Какие авторы повлияли на Вас не как на писателя, а как на личность? Как повлияли детские воспоминания на Ваше творчество?
— Кто повлиял на меня, как на личность – сложно сказать. Скорее всего, родители. Писательским открытием для меня стала Елена Бодрова. Я была поражена, как раскрепощён этот автор в своих произведениях. Мне не всегда удаётся так раскрепоститься, но хочется.
Из воспоминаний, которые использую в книгах, лишь прототипы некоторых учителей, но их очень и очень мало.
— Какими были Ваши впечатления после первой публикации?
— Первая книга, которая вышла у меня в печатном виде – «Чёрно-белый человек». Долго ждала встречи с ней, заказала на «Лабиринте». Помню, как сотрудница “Лабиринта” буднично её распаковывала. А для меня это был сакральный момент. С остальными произведениями такого трепета я не чувствовала.
— А что Вы почувствовали, получив литературную премию имени В.П. Крапивина?
— Почувствовала себя услышанной – наверное, так можно назвать это чувство. Меня услышали, поняли и приняли мою точку зрения. И радость, конечно.
— Чем бы Вы хотели заняться помимо писательства и преподавания? Что Вы ждёте от нового года?
— Хотела бы уехать подальше от городской суеты. Туда, где поля, горы и море. Жить тихой и спокойной жизнью, вести мелкое хозяйство, кататься на велосипеде, а зимой – на горках. Радоваться природе. И писать. Всё-таки эту деятельность никак не вычеркнуть из моей жизни.
В этом году я жду свои книги. В 2023 году их должно выйти, по меньшей мере, три.
— Доводилось ли Вам общаться с другими авторами? Кто или что запомнилось больше всего?
— Почти каждый год я езжу на семинары, где встречаются десятки детских авторов. Интересно, что все понимают друг друга с полуслова, будто знакомы уже сто лет. Но не могу сказать, что что-то запомнилось особенно, мы общаемся как приятели и вне семинаров.
— Как Вы относитесь к критике? Помогала ли она Вам или наоборот?
— К критике отношусь ровно и спокойно. У меня, как у читателя, есть несколько книг, которые я считаю идеальными, а другие люди считают их бездарными. Опять же, дело вкуса.
Источник: группа фонда «Сибирский писатель»