Рецензия на книгу Анатолия Побаченко «Осенний хмель»

О творчестве Анатолия Побаченко можно судить, прочитав его сборник стихов «Осенний хмель», вышедший в 2014 году: в него вошли лучшие стихи из шести поэтических сборников, выпущенных начиная с 1992 по 2013 годы.

В разделе «Взгляни в глаза грозе» мы сразу же видим глубокий подтекст:

«Имейте мужество смотреть в глаза грозе», – говорит нам всем автор. Его душа не остаётся спокойной и равнодушной к происходящему в те далёкие годы, когда нельзя было говорить правду, и предупреждали его деда, который «правду людям гнал в другой раз, словно совести наказ»: «…поостынь-ка, дед…»

… Не могу жить спокойно,
Когда душу молотят,
Невиновных на бойню
Под конвоем выводят…
Ночью слышу тот выстрел
Незабытых тридцатых
Звук отчаянный, быстрый
И какой-то надсадный…

Его тонкая поэтическая душа, как и душа каждого неравнодушного человека, ностальгирует о той деревне, где он родился и вырос:

…Разбуди меня, утро погожее,
и в родные луга отведи,
чтобы помнил я утро хорошее
в Кулундинской солёной степи…

И отплывает он от родной пристани в дальнее плавание по жизненному пути по бескрайним просторам Родины нашей…

Родина – это бездонные дали,
тяга равнины в полёт.
Родина – это слезинки проталин,
первых подснежников ход.

В этом сборнике автор с любовью пишет о той природе, о тех птицах, растениях, цветах, которыми богата его Барабинская степь.

Благодаря богатой лексике мы видим удивительные сравнения, эпитеты:

На проводе сидят
ласточки – прачки
и крепко держат
лапками-прищепками
мою душу.
Выстиранную в небе,
прополощенную в степи!

Невозможно не заметить и это маленькое стихотворение. Автор, умело используя эпитеты, создаёт яркий образ месяцу – Январю и не только…

Январь-просинец
заглотнул глубоко
стального цвета
новенький крючок –
и лето тянет
леску понемногу,
и солнце держит
голубой сачок.

Автор также прекрасно использует олицетворение: наделяя способностью говорить, думать, чувствовать неодушевлённые предметы, этим он создаёт глубокий художественный образ:

О зимний вензель утра!
Своею тайною меня не мучь:
загадочен твой бог золотокудрый
и след его на окнах – тонкий луч

У автора даже черёмуха пишет стихи:

Посмотрите, мои дорогие,
Как черёмуха пишет стихи.
Она белые пишет,
Другие
Для весенней погоды плохи…

Стихотворение «Печка» вызывает чувство печали, тоски… словно грустная песня выходит из-под пера автора, которую и он не может петь…

…Что ж ты,  печка моя,
надымила?
Или золу ещё отгрести?
Знать, душа в ней
немножко остыла
то ли я растерялся.
Прости.

Настоящее искусство Лирики находится в принципе: «Как можно короче и как можно полнее», что и наблюдаем мы в поэзии Анатолия Побаченко!

Анна Ахматова говорила: «Мы, поэты  – люди голые, у нас всё видно, поэтому нам надо позаботиться о том, чтобы мы выглядели пристойно».

Читая поэтические строки автора, получаешь огромное удовольствие именно от его умения  создавать яркие и неповторимые образы!

Особенно выделяет его на поэтическом поприще написание венков сонетов: «Дни Барабы», «Кучум», «Лада», «Золотая баба»… Мы все прекрасно понимаем, насколько сложен это жанр в поэзии. А так как темы он берёт исторические, то необходимо глубоко знать историю… Суриков, например, писал изумительные полотна, посвящённые русской истории — «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком». При этом он не один год работал над ними… Так же и Анатолий Николаевич — прежде, чем писать такие венки сонетов, он проникал в «глубину веков», читая исторические вещи, легенды, притчи… А это небыстрое дело…

Стоят курганы древние в степи,
Скрывая в недрах древние мотивы…

И до этих мотивов автор сумел добраться…

Не всякий поэт способен работать в этом сложном жанре! Не легче по сложности и его Заметы, также требуют большого внимания и знания тех, кому они посвящены…

Но у Анатолия Николаевича наравне с этими твёрдыми формами, прекрасна и пейзажная и любовная лирика, в которых он воспевает свой край, свою Барабу, деревенский труд, любовь к женщине…

Даже близко не зная автора, но познакомившись с его творчеством, можно смело сказать, что это сильный, мужественный человек. Об этом говорят его строчки:

Я – из старого покроя,
по жизни динозавр.

Стихи его принимаются всем сердцем. И, как пишет в заключении сам автор, «Если не тронет слово, не пронзит сердце летящее копьё, то ты и твои стихи никому не нужны. А они принимаются только тогда, когда сам переживёшь горе или радость другого, когда чужая боль становится твоей  по силе и духу. Когда рана болит, ноет и не даёт покоя…»

И здесь уместны слова нашего поэта Николая Рубцова:

…Но если нет ни радости, ни горя,
Тогда не жди, что звонко запоёшь…

Татьяна Трофимова-Воронцова

Книгу Анатолия Побаченко  «Осенний хмель» можно найти в библиотеках Новосибирской области.

Оцените этот материал!
[Оценок: 3]