Традиционные Ивановские чтения, которые ежегодно проводит Городской центр истории Новосибирской книги, в восьмой раз состоялись в нашем городе. Нынешние чтения организаторам пришлось полностью перенести в интернет-пространство: 15 октября в течение дня в специально созданной группе ВКонтакте публиковались видеозаписи выступлений, презентации, статьи участников литературно-краеведческих чтений.
Накануне чтений организаторы опубликовали видеоролик, в котором рассказали о писателях, в честь которых и были учреждены Ивановские чтения. А сами чтения начались с видеоприветствия Екатерины Полещук, заведующей филиалом «Городской Центр истории Новосибирской книги им. Н.П. Литвинова» МКУК ЦБС Центрального округа (Новосибирск). Екатерина Александровна рассказала, что основными темами чтений в этом году станут 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне и 125-летие писателя Владимира Зазубрина.
Первым «выступлением» в рамках чтений стала статья Елены Алексеевны Папковой, кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН, внучки писателя Всеволода Вячеславовича Иванова. В ней Елена Алексеевна обращается к творчеству Всеволода Иванова в годы войны, особенно выделяя дневник своего деда: «Что касается творчества, то приходится признать, что, несмотря на созданные писателем военные романы <…>, повести и рассказы <…>, возможно, лучшее, что написано Ивановым о войне, это его дневник. С первых дней войны Иванов подробно записывает в дневник сводки с фронтов и слухи, фиксирует практически ежедневные события ташкентской и московской жизни самых разных людей, в том числе писателей, дает небольшие зарисовки увиденного им. Здесь нет мучительного поиска правдивого языка, способного выразить величие подвига народа во время войны. Нет ошибок невоенного человека, каким был Иванов…».
Затем в группе чтений было опубликовано выступление Елены Николаевны Проскуриной, доктора филологических наук, главного научного сотрудника Института филологии СО РАН. Она представила свою монографию «Поэтика Владимира Зазубрина. Жанровые и сюжетные проекции». В тексте выступления Елена Николаевна обращается не только к судьбе самого писателя Зазубрина, но и к судьбе его творчества – почти запрещённого, надолго забытого и «переоткрытого» лишь в 70-е, 80-е годы XX века.
«В своей монографии «Поэтика Владимира Зазубрина: Жанровые, сюжетные проекции», вышедшей в московском издательстве «Новый Хронограф» в этом году, мы ставили задачей представить творчество Зазубрина значительным явлением отечественной литературы ХХ в. Не будь так безжалостна к нему эпоха, его произведения несомненно заняли бы подобающее место в ряду литературы советского периода. Оценивая талант Зазубрина уже на закате ушедшего столетия, В. Астафьев назвал его «великим писателем» «по европейским меркам», сетуя, что ему давно бы уже пора поставить памятник в Сибири. Вот таким памятником и следует воспринимать эту первую монографию о поэтике всего художественного творчества Зазубрина».
Доклад о деятельности Литературных кружков города Сталинска (Новокузнецка) в годы Великой Отечественной войны подготовила Елена Дмитриевна Трухан, заместитель директора по научной работе МАУК «Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского» (Новокузнецк). Организаторами таких кружков зачастую становились энтузиасты: журналисты, писатели, библиотекари и педагоги, а организовывались они в том числе на территории производств. Любопытный факт приводит Елена Дмитриевна: корреспондент «Большевистской стали» Григоренко, присутствовавший на первом заседании одного из самых крупных и известных кружков (Лит.кружок Дубровской), написал о планах кружка, изучаемых темах, а также порекомендовал включить в программу побольше советских произведений, ведь Сталинску «нужна не вообще новелла, а советская новелла, не вообще роман, а советский роман».
О поэте, писателе, журналисте Георгии Павлове подготовила доклад Наталья Ивановна Левченко, библиотекарь филиала «Городской Центр истории Новосибирской книги им. Н.П. Литвинова» МКУК ЦБС Центрального округа (Новосибирск). Впервые имя Павлова появилось на страницах сибирской печати почти 100 лет тому назад. А к 1930 году, после многих публикаций, сотрудничества с газетами «Красноармейская звезда», «Советская Сибирь» Павлов становится секретарём «Сибирских огней». «Через его руки прошёл не один десяток авторских рукописей, он успевал ответить на каждое присланное ему письмо».
Одним из участников Ивановских чтений в этом году стал Александр Анатольевич Кочетков, сопредседатель комиссии по литературному наследию поэта и прозаика Василия Дмитриевича Фёдорова из города Нижнего Новгорода. Он познакомил участников чтений с новой книгой об этом сибирском поэте «Великая Отечественная война в трудовой и творческой хронике поэта и прозаика Василия Фёдорова».
Видеодоклад «”Будем бить врага и штыком, и пером!”: литературная жизнь, издательское дело и периодические издания Новосибирска в годы Великой Отечественной войны» подготовила Ирина Борисовна Зелинская, ведущий библиограф МКУК ЦБС Центрального округа (Новосибирск). Борис Богатков, Евгений Березницкий, Георгий Павлов, Елизавета Стюарт, Афанасий Коптелов – лишь некоторые из имён, прозвучавших в докладе. Доклад – своего рода обзор деятельности писателей-сибиряков: «За годы Великой Отечественной войны писателями Новосибирска было сделано более 150 передач и личных выступлений перед микрофоном. Писатели выступали со своими рассказами, стихами, очерками. Выпущен ряд радиоальманахов, творческих отчётов писателей….», «за время войны было выпущено более четырёх десятков книг сибирских литераторов».
Лариса Ярославовна Вондакурова, главный библиотекарь филиала «Библиотека им. А.А. Блока» МКУК ЦБС Ленинского района (Новосибирск), представила статью «Отражение военных событий второй мировой войны в творчестве сибирских писателей – фронтовиков. В. П. Астафьев». В своей статье Лариса Ярославовна провела параллели между героями произведений Астафьева и его собственной непростой жизнью. Особое внимание автор уделяет непохожести военной прозы Астафьева на произведения его современников: «Ему казалось, что в то время (1970 г.) слишком много хороших книг о войне, а он говорил: “Я был на другой войне”. Действительно, о такой войне никто в то время не писал. Сурово, обнаженно, с точки зрения простого солдата. И речь здесь идет не просто про убийства людей, а про крушение веры и моральных устоев человека».
Организаторы чтений всегда стараются разнообразить программу. Вот и на этот раз одной из тем стала «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве и книжной графике». Автор видеодоклада – Елена Александровна Карпенко, библиотекарь филиала «Библиотека им. Володи Ульянова «МКУК ЦБС Центрального округа (Новосибирск). В видеоролике были представлены интересные факты о книгоиздании. Например: «…средний объём издания в 1942 году был почти в три раза меньше, чем в 1940, в то время, как стандартный тираж увеличился почти в два раза», ускоренные сроки подготовки и печати книг привели «к неизбежному снижению качества полиграфического исполнения и художественного оформления печатной продукции. <…> Редкими стали иллюстрации». Основу доклада составило исследование того, как изображалась Великая Отечественная война в книжной графике и текстах, изданных в период 1941-1945 гг. Новосибирским книжным издательством, а также то, как взаимодействует рисунок и текст.
К личности и произведениям Елизаветы Стюарт обратилась Ольга Владимировна Долина, библиотекарь филиала «Библиотека им. А.А.Блока» МКУК ЦБС Ленинского района (Новосибирск). В докладе «Тема Великой Отечественной войны в творчестве Е. К. Стюарт» автор рассматривает жизнь поэтессы, которая, по словам самой Стюарт хотя и не была богата «внешними событиями», но «вместила в себя и революцию 1917 года, и разруху, и войны», и многое другое. Много из этих событий нашли отражение и в её стихах.
Интересный доклад представила Нина Михайловна Инякина, пенсионер, дочь поэта Михаила Небогатова (Кемерово). «В своей работе я опиралась лишь на рукописный блокнот Михаила Небогатова, его дневниковые записи, воспоминания его жены, Марии Ивановны Небогатовой, и на свои ощущения от знакомства со стихами отца сороковых годов. Насколько мне известно, ни один литературовед или литературный критик такого исследования до меня не проводил. О стихах Небогатова о войне писали, и не раз, а вот об этом – первом – сборнике стихов периода Великой Отечественной войны не высказывался пока никто. Возьму на себя смелость сделать это».
О собственных творческих намерениях кузбасский поэт писал так: «И на фронте, и в первое время по возвращении домой я совсем не помышлял о том, что когда-нибудь литература станет моей профессией, стихотворством занимался по-дилетантски, между делом. Началом серьёзной творческой работы считаю 1945 год, когда мои стихи стали частенько появляться в областной газете “Кузбасс”». Несмотря на это, за годы войны Михаил Небогатов написал 44 стихотворения, из которых около десятка были опубликованы в различных газетах, сборниках и альманахах. По мнению автора статьи, «этот факт свидетельствует лишь об одном: о высокой требовательности поэта к себе и своему творчеству, об ответственности за каждое слово». Интересны воспоминания поэта о том, как воспринимались его дневниковые простые стихи, написанные без героического пафоса, которые он отдавал на радио: «писать привыкли о другом – о мужестве, о подвигах и т. д. Не дневники нужны, считает кто-то, а громкие фразы, вроде известного шаблона: гром победы раздавайся!..».
Видеодоклад «Библиотечное дело в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны» представила Римма Александровна Красюк, библиотекарь филиала «Городской Центр истории Новосибирской книги им. Н.П. Литвинова» МКУК ЦБС Центрального округа (Новосибирск). Среди библиотек, работавших в Новосибирске в годы войны автор доклада выделяет три: библиотеку им. Л.Н.Толстого, библиотеку им. К.Маркса и Новосибирскую государственную областную научную библиотеку. К примеру, библиотекой им. Толстого велась работа на призывных пунктах и в госпиталях: были организованы выставки, громкие читки-беседы, литературно-художественные вечера, осуществлялась выдача литературы.
Два видеодоклада учащихся 8 класса новосибирского лицея № 136 завершили Ивановские чтения. Маргарита Филиппович подготовила доклад «Великая Отечественная война в искусстве и книжной графике Сибири», а Даниил Лищук — доклад «Отражение военных событий Второй Мировой войны в изобразительном искусстве, в фотографиях и творчестве сибирских писателей- фронтовиков (на примере творчества И.Г. Краснова)».
Следует признать, что, несмотря на очевидные минусы нового формата мероприятия (в частности, отсутствие моментальной обратной связи от слушателей), восьмые Ивановские чтения удались. Многие доклады были интересны, разность форматов (статьи, видеоролики, видеопрезентации) тоже сыграла на руку, да ещё и материалы чтений доступны в группе мероприятия для всех желающих (ознакомиться с ними можно по ссылке). И всё же будем надеяться, что следующие Ивановские чтения состоятся в традиционном очном формате в знакомом месте и привычной дружеской атмосфере.
Челноков Александр