11-11-2021

100 лет назад в России (в том числе в российских библиотеках, а где их не было, так в избах-читальнях) была проведена масштабная и уникальная акция по искоренению безграмотности населения. Поставленная 100 лет спустя Новосибирской областной юношеской библиотекой цель – познакомить молодёжь с помощью проекта "Наше всё – в Новосибирске!" с самым значимым и важным в истории Новосибирска и области – менее грандиозна. Но не менее значима.

Этой осенью поставленная цель совпала с организованным министерством культуры Региональным фестивалем изобразительных искусств "КУЛЬТПРОСВЕТ". Первые две встречи в октябре провели известнейшие художники Новосибирска – Сергей Сергеевич Мосиенко и Михаил Владимирович Паршиков.

Мастер-класс "…измы Новосибирска", который вёл Сергей Сергеевич Мосиенко, был целиком посвящён самым известным направлениям современного искусства и тем новосибирским художникам, которые в них работали и работают. Примитивизм, экспрессионизм, нефигуративное искусство, сюрреализм, супер-реализм, социалистический реализм – во всех этих (и не только) направлениях "засветились" наши графики и живописцы. Сергей Сергеевич на конкретных работах показывал особенности каждого направления и – особенности "руки" каждого художника. Так что к концу встречи для большинства участников предложение назвать картину и направление, в котором она исполнена, даже не превратилось в непосильную задачу. Справились. Вдобавок поняв, что для того, чтобы получить художественную грамотность, не нужно ничего мучительно долго зубрить, учить, запоминать... Достаточно иметь всего лишь – насмотренность.

Ведь меньше чем за час ученики 12-го лицея и авиационного колледжа смогли получить достаточно знаний, чтобы суметь сразу отличать стиль, манеру, руку художников! До того – им в принципе неизвестных.

Спустя неделю и уже студентам медицинского колледжа другой художник, Михаил Владимирович Паршиков, раскрывал другую тему, также напрямую связанную как с Новосибирском, так и с мировой историей живописи. Авангардист и конструктивист, гений, известный во всем мире – Эль Лисицкий. Его судьба самым невероятным образом оказалась связана с Новосибирском. И случайно ли – единственным городом в мире, где сохранилось до сих пор такое количество зданий, выстроенных в конструктивистском стиле? Фактически, Новосибирск является и известен всем специалистам мира как уникальный памятник эпохи конструктивизма!

Жизнь, судьба, творчество Эля (Лазаря) Лисицкого были рассмотрены и показаны Михаилом Владимировичем в его лекции-рассказе "Сослан и вписан в вечность" подробно и точно. Но даже короткое знакомство с гением, идеи и наработки которого до сих пор, к примеру, в мировом дизайне и рекламе являются основой большинства решений – впечатляет. А ведь это далеко не всё, что он придумал, создал, сделал и дал миру…

Жена Лисицкого, София Кюпперс и сын Лисицкого, Йен, сосланные во время войны в Новосибирск, очень долго жили в нашем городе. Йен работал и снимал фильмы (с ним лично был знаком, общался Сергей Сергеевич Мосиенко, о чём тут же на встрече коротко рассказал). София долгие годы вела уроки в городском Доме культуры, похоронена на Заельцовском кладбище. История же наследства Лисицкого и его жены, долгая, трудная – вообще авантюрно-детективная. Впрочем, подробно её коснуться на встрече времени уже не нашлось. Но показать молодым людям, что история Новосибирска далеко не серая и скучная, далеко не простая и примитивная – всё равно удалось.

Знакомство с художественной жизнью Новосибирска продолжил известный новосибирский художник и преподаватель архитектурного университета Александр Иванович Беляев. Его рассказ "О профессионализме художника" – о картинах, жизни, путешествиях и роли искусства в жизни не художника, а обычного человека – был воспринят молодыми людьми с огромным интересом. Узнать, как влияет воображение на успехи в жизни, пожалуй, немножко неожиданно, но важно. Однако прежде всего бросался в глаза неподдельный интерес, с которым участники встречи смотрели на демонстрируемые на экране картины художника, листали альбом репродукций работ за 50 лет его творческой деятельности, который Александр Иванович подарил библиотеке.

А значит, художественное просвещение библиотеке удалось!