21-09-2021

Как вы уже знаете, дорогие читатели, проект "Open space: А что там за обложкой?" – цикл литературных интервью с интересными, яркими и читающими людьми разных профессий, которые рассказывают о себе и литературе в своей жизни. Каждый участник делится своими незабываемыми воспоминаниями о книгах и библиотеках, советует любимые произведения к прочтению и высказывает точку зрения касательно насущных вопросов.

Этот выпуск получился по-настоящему философским и всё благодаря "Al dente" (полуприготовленному:)) кандидату наук Софье Хлыновской! Наша героиня не просто историк философии, а многослойная личность, как луковица, в которой каждый слой ценен: активистка феминистского движения, представительница профсоюзного объединения "Платформа солидарности", коммунистка и просто увлеченный преподаватель истории, обществознания и МХК в школе "Аврора". Любовь Софьи к своей деятельности настолько сильна, что буквально заразительна! Своей неисчерпаемой энергией историк философии делится со всеми нами с экранов ваших телефонов и компьютеров.

Вопросы, которые мы задавали гостье выпуска, очень волнуют сотрудников юношеской библиотеки. Поразмышляйте и вы, дорогие читатели, куда движется прогресс без Герасима и Муму? Действительно ли мир и наше восприятие так сильно изменилось или мы ленимся прилагать усилия для познания?

Как педагог и кандидат наук, Софья не понаслышке знает о чтении: своём собственном, своих детей и, конечно, учеников. Рассуждали о "матерях-врагах" Марины Степновой, "других" подростках, непостижимой крепостнической доле и желании успеть всё.

Так как мы впервые встретили философа, нам захотелось задать массу вопросов и обсудить всё в мельчайших подробностях, поэтому видео вышло объёмным и невероятно содержательным!

Наслаждайтесь выпуском и, следуя примеру Софьи, живите "в моменте"!

Тайм-код для комфортного просмотра:
00:10 – Как правило, при знакомстве с новой книгой читатель обращается к аннотации… А какую аннотацию Вы составили бы о себе, если бы Вы (на секунду представим:)) были бы книгой?
01:42 – При подготовке к встрече с Вами и изучении различной информации, которой много, мы задались вопросом: "Кто же такая Софья Хлыновская?". Как Вы себя позиционируете в профессиональной сфере?
02:44 – Попадалась нам информация о том, что Вы коммунистка и революционерка. Это действительно так?
03:53 – Посмотрев на Вас, сложно представить, как такие политические и мировоззренческие позиции вписываются в Ваш хрупкий и нежный девичий образ?
06:14 – Вы также были экспертом клуба "Другие книги". Он и сейчас функционирует? Чем Вы там занимались?
07:23 – Как человек, имеющий тесный контакт с молодёжью и, отчасти, принадлежащий к этому пласту, как Вы считаете, читает ли современная молодёжь или правы те, кто называет её "нечитающей"?
09:28 – Вы часто повторяете, что они (молодёжь) "другие". Это действительно так или это просто наше оправдание происходящему в мире и самим себе? Или это мы ленимся прорабатывать с ними "сложные" тексты?
12:35 – К "сложным" текстам мы относим и произведения, содержащие описание экзистенциальных кризисов и травмирующих событий. Стоит ли этим "другим" детям читать такие книги?
16:50 – Из Ваших слов о современных и упрощённых текстах слышится, что от классики нужно вообще отказаться, как от пережитка, который не может быть понят и интерпретирован. Долой классику?
18:22 – Получается мы (поколение старше на 10-30 лет) прочли, в своё время, классику и рассказы в духе "Муму" и прекрасно устроились в жизни. А те поколения, что идут после, нас пусть разбираются "как-нибудь так" самостоятельно, без "культурного багажа"?
20:42 – Какая тогда "картина" у нас получится: бросаем классику, отбрасываем великие достижения искусства и фокусируемся на более простом и быстро усваиваемом? И кого мы "на выходе" получим? Куда мы движемся?
23:55 – Как поступать родителям прямо сейчас? Многие задаются вопросом: позволить ребёнку читать в удовольствие, но некачественную литературу, или заставлять читать качественную? Как делаете Вы?
27:06 – В литературе, которая преподаётся в школе, мало женских имён, и те, в основном, поэтессы… Вы, как активистка феминистского движения, насколько мы знаем, преподавая уроки детям, стараетесь делать упор ещё и на роль женщин в истории. Зачем и как Вы это делаете?
30:37 – А если человек, как говориться, "Богом поцелованный" – гений. Разве он не справится в одиночку?
33:15 – Вернёмся к вопросу модных тенденций. Широко распространена сегодня "толерантность" и она коснулась книг. На полках нашей библиотеки есть книги, герои и сюжеты которых непривычны нашим читателям. Есть люди, которые против такого и не желают, чтобы их дети с этим сталкивались. Как относится к таким тенденциям в литературе? Стоит ли их изгонять?
35:55 – Недавно вышло интервью Павла Басинского и Марины Степновой, где поднимается вопрос ещё одной тенденции в литературе, а именно: "мать – враг", потому что воспитывала и была собой. Почему так происходит на Ваш взгляд?
38:33 – Слушать или читать, электронная книга или печатная? Равно ли "прослушал" и "прочитал"? Что предпочтительнее для Вас?
42:13 – К слову о коллективном использовании: Вы просили нас подготовить книгу Николая Носова "Незнайка на Луне". Почему?
43:51 – Во время нашего интервью Вы не раз восхитились комиксами. Поделитесь, комиксы для Вас – это литература?
46:15 – Одно из наших любимых занятий – возвращать героев в детство. Так вот, вспомните, пожалуйста, каким Вы были читателем? Можете вспомнить какой-нибудь запомнившийся случай?
49:43 – Кто-то из великих сказал: "Секрет жизненного успеха прост – заниматься тем, что Вам нравится и отдаваться этому целиком!" Согласны ли Вы с этим высказыванием? Что для Вас успех? Считаете ли Вы себя успешной?

Проект реализуется в рамках гранта, полученного за победу в конкурсе "Общее дело" благотворительной программы "Эффективная филантропия" Благотворительного фонда Владимира Потанина.