28-05-2020

Карантин, пандемия, вирус, самоизоляция… Кажется, что концентрация этих слов в массмедиа просто зашкаливает! Дети и взрослые сидят дома, соблюдая предписанные меры безопасности, все развлекательные площадки остаются закрытыми, а желание найти новое развлечение становится более ощутимым с каждым днем.

Что ж, если все ваши "настолки" уже затерты до дыр, если ваши дети закатывают глаза при одном только упоминании "Монополии", если вы просто хотите провести время вместе и считаете, что #своелучше... Тогда эта статья для вас!

Сегодня мы попробуем сделать самую простую, веселую и быструю настольную игру своими руками – как говорится: "Если мы не идем на игротеку, то игротека идет к нам!"

Итак, шаг первый: Обозначаем критерии.

Прежде чем сесть за изготовление правил, деталей и поля, нам нужно определиться: сколько человек будет играть, какой возраст, хочется ли нам сделать свой личный "пати-гейм" или же, наоборот, потратить часы на продумывание экономических нюансов. Исходя из этих параметров, мы будем определять тему.

Например: наша игра должна быть максимально простой в изготовлении, подходить как детям, так и взрослым, рассчитана на 4-5 человек (с возможностью расширения на большую компанию), а также иметь максимально простые правила и "активную" составляющую.

Замечательно! Критерии мы обозначили, теперь придумаем тему.

Шаг второй: Выбираем тему.

На самом деле, темой для игры может стать буквально что угодно: фильм или книга, музыка, комикс, любимое увлечение, и т.д. Однако проще всего брать за основу литературные произведения, где уже даны действующие лица (персонажи), сюжет и атмосфера. Например, для игры с малышами подойдут всем известные сказки: "Курочка Ряба", "Три поросенка", "Красная шапочка"… Важно помнить, что наша цель – сделать просто, быстро и интересно, поэтому свою игру мы создадим по миру "Гарри Поттера" Джоан Роулинг.

Шаг третий: Продумываем сюжет и правила.

Как известно, сюжет и правила – две основные составляющие любой игры, в том числе и настольной. Без сюжета – действо не имеет никакого смысла, цели, а без правил – превращается в неуправляемый хаос.

Начнем с последнего: обозначая критерии мы приняли решение о том, что игроки должны максимально просто "входить" в процесс, поэтому правила мы сократим до возможного минимума.

Все ходы и возможные комбинации будут прописаны на игровом поле. Куда пойти, сколько кубиков перекинуть, какие у нас варианты действий – все наглядно, и нет нужды листать многостраничный устав.

Сюжет в своей игре мы тоже упростим до минимума, вам же это делать совсем не обязательно, можно придумать различные препятствия на пути игроков, "обманки" или же, наоборот, "ускорители" хода, и т.д.

Итак, нашим героям предстоит добраться из точки А – "Хижина Хагрида" до точки Б – "Хогвартс". Все понятно, не так ли? Игра носит соревновательный характер, то есть участники не должны помогать друг другу, и кто первым придет к финишу – окажется победителем.

Шаг четвертый: Игровое поле.

Ну что ж, мы дошли до самого интересного этапа (помимо самого игрового процесса, конечно): сейчас необходимо изготовить поле. Тут все в ваших руках: берем картон, бумагу, ватман, цветные карандаши и фломастеры, и начинаем ваять!

У нас дома была только белая бумага для принтера, поэтому было решено просто склеить листы скотчем с обратной стороны. Для того чтобы отмечать точки передвижения, мы нашли несколько цветных фломастеров и ручек, одним из них и нарисуем камешки, которые то и дело встречаются по дороге к школе, по ним будут ходить игроки.

Сначала мы нарисовали дорожку из камней, которая заняла все игровое поле – как видим, получился прототип старой доброй "ходилки". Те камни, что вышли побольше, сразу же заполняем заданиями. Например, "Пропусти ход! А пока замри в позе, выбранной соперником – на тебя наложили заклинание!" , "О чудо, ты нашел метлу! Лети по стрелке!" (соответственно, тут два камня соединяются стрелочкой), или "Назови за 10 секунд названия всех семи частей книги и иди дальше, или вернись на 2 камня назад" и т.д. Если вы планируете сделать игру масштабной, написать такие задания можно на каждом камешке, где-то сложнее, где-то легче. Мы же ограничились примерно половиной.

Собственно, когда вся разметка готова, а задания прописаны, нам остается только доработать оформление, если того требует авторская задумка.

Шаг пятый: Реквизит.

Мы почти у финиша: по сути, нам осталось лишь придумать фишки для игроков и подготовить необходимый реквизит.

Что ж, с фишками все просто, ведь подойдет любая мелочь: пуговицы, ластики, монетки, игрушки из "киндера" – да что угодно! В конце-концов, фигурки можно схематично отрисовать на картоне и вырезать. К счастью, у нас в заначке оказались крутые фигурки из "Гарри Поттера", которые пару лет назад раздавали в супермаркетах на кассе, и, конечно же, мы используем именно их.

А вот поиском игровых костей (кубиков) придется озаботиться, ведь далеко не каждый хранит в комоде набор шестигранников. Самый простой выход из ситуации – скачать приложение с генератором броска. Они бесплатны, и их великое множество, к тому же, с такими "костями" не удастся "смухлевать" – все будут видеть, как выпадает кубик, не зависимо от того, какой игрок генерирует ход.

Если же вам хочется, что называется, ощущать грани пальцами, вы всегда можете свернуть и склеить кубики из бумаги, схема представлена ниже.

Ну и чтобы окончательно погрузиться в атмосферу игры, можно соорудить реквизит – например, сделать очки из проволоки или вырезать из картона, сделать мантии из простыней, а волшебные палочки из простых карандашей… Словом, все в ваших руках!

Шаг шестой: Играем!

– Воу-воу, вы кое-что забыли! – накинутся опытные гейм-разработчики.
– А как же тест-группа и поиск ошибок? – закричат заядлые критики.
– А их НЕТ! – с гордостью ответим мы!

На самом деле, конечно же, это не так. Ошибки, дисбаланс, недоработки – все это, наверняка, присутствует в нашей, только что "отпечатанной", "настолке". Но давайте-ка вспомним, с чего начиналась эта статья?

"Просто, быстро, интересно и весело" - это главный лозунг нашей самоделки.

Именно поэтому мы сразу приступаем к игровому процессу: собираем родных и садимся вокруг стола. Если вы начали играть, и что-то оказалось неверным, не переживайте! Запишите ошибку на листочек, сымпровизируйте и играйте дальше, получая удовольствие от каждого хода, ведь именно это являлось нашей целью с самого начала.

Возможно, вы учтете ошибки и доработаете игру.

Возможно, забросите ее в дальний угол, и начнете делать новую.

А может быть, вас все устроит и, заламинированная слоями скотча, она проживет в вашей семье не один год.

Главное, что вы используете максимум воображения, реализуете все свои идеи и с пользой проведете время!

Что ж, мы доделали свою игру и идем бороться за победу. Присылайте нам свои самодельные "настолки", рассказывайте истории их создания и делитесь эмоциями.

Скучаем и ждем скорейшей встречи.

Ваш Центр поддержки культурных инициатив молодежи НОЮБ.