06-05-2020

Мы привыкли считать, что комикс — это что-то чужеродное, западное, не очень умное и, в лучшем случае, для детей. Но, как показывает история, это не так. Комикс — особый жанр повествования на стыке изобразительного искусства и литературы, но ни в коем случае не литература, хоть и заключен часто в формат книги. С помощью визуального языка комикса можно емко и образно передать эмоции происходящего момента. Не будем вдаваться в историю комикса — это отдельная тема. Во время Великой Отечественной войны, как никогда, нужен был понятный образный визуальный язык, который был бы ясен и без знания какого-то конкретного языка. Таким универсальным языком стал рисунок. Основными видами изобразительного искусства в борьбе с противником стали плакат, карикатура и комикс.

...Супермен вскрывает фашистский танк как консервную банку. Капитан Америка вырубает хуком справа Гитлера, а Капитан Марвел хлещет фюрера ремнём. В свою очередь, Человек-кот его душит. Бэтмен строчит из пулемёта по фашистам, а Робин подаёт ему патроны. Всё это реальные обложки комиксов, которые выходили в США в период Второй мировой войны. Два главных издательства — Marvel и DC Comics — как будто бы соревновались, кто кого переплюнет в пропагандистском угаре. Самое интересное, что эти обложки зачастую не имели никакого отношения к содержанию комикса.

Вторая мировая проникла на страницы комиксов ещё до знаменитой высадки американцев в Нормандии. Интерес к войне отчасти связан с еврейским происхождением многих сценаристов. Например, создатели Супермена Джерри Сигел и Джо Шустер были выходцами из семей евреев-иммигрантов. Из таких же семей происходили Джек Кирби (настоящая фамилия Куртцберг) — один из создателей Супермена — и Стэн Ли (настоящая фамилия Либер), который ответственен за Мстителей и Человека-паука.

Знаменитый выпуск "Капитана Америки", где герой в костюме, повторяющем цвета американского флага, бьёт Гитлера в челюсть, вышел в марте 1941 года, то есть за девять месяцев до атаки на Пёрл-Харбор. После выхода комикса в издательство пришла масса гневных писем: читатели не хотели лезть в политику и по большому счёту война в Европе им была "до лампочки". Но ровно до тех пор, пока Америка не стала полноправным участником боевых действий.

В СССР дела обстояли иначе, как такового самостоятельного жанра комикса не существовало, были плакаты, отдельные карикатуры, которые появлялись на страницах газет.

4 сентября 1942 года на фронтах Великой Отечественной было откровенно худо. Немцы рвутся к Волге у Сталинграда, проламываются до самого Терского хребта на Кавказе, гнут нашу оборону подо Ржевом, а про Ленинград и говорить нечего — впереди была самая страшная зима блокады. Именно в этот момент газета "Красноармейская правда" начинает публикацию поэмы Александра Твардовского "Василий Тёркин".

Автоматически считается, что самый узнаваемый солдат Великой Отечественной появился на свет как раз 4 сентября 1942 года. На самом деле эта дата может претендовать разве что на звание "Второе рождение героя". Потому что первое состоялось несколькими годами ранее.

И сюжет, и сценарий будущего комикса придумывали художники — Василий Фомичёв и Вениамин Брискин. И уж только потом подтягивали поэтов. Николай Тихонов, автор бессмертного: "Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей". Или Самуил Маршак — признанный мэтр. Он, к слову, придумал и написал первую биографию Василия Тёркина, согласно которой:

Не в Париже, не в Нью-Йорке -

В деревушке под Москвой

Родился Василий Тёркин,

Наш товарищ боевой.

Несомненно, творческой удачей коллектива стало создание образа бывалого солдата, весельчака и балагура Василия Тёркина. Его имя и сегодня знает каждый школьник, но то, что этот литературный персонаж появился на свет в годы Зимней войны — факт малоизвестный. Несмотря на то, что путь народного героя, от рождения до последнего дня его похода 9 мая 1945-го, проследил Олег Щеблыкин в своей книге "Вася Тёркин! Кто такой?", вышедшей в 2009 году.

Николай Щербаков рассказывает в своих воспоминаниях, что впервые именем Василия Тёркина был подписан фельетон про Маннергейма "Сивый мерин в своём репертуаре". По мнению редактора, под таким текстом не могла стоять фамилия автора — Кауфман ("Не звучит!") — вот и пришлось придумать псевдоним. После этого Василий Тёркин прочно обосновался в сатирико-юмористическом отделе газеты "Прямой наводкой". Тёркин стал сатирическим героем небольших комикс-стрипов по 6 кадров, подписанных стихотворениями-фельетонами. В 1940 году коллектив выпустил брошюру "Вася Тёркин на фронте", которую часто давали бойцам как своеобразную награду.

Назимко Марина, художник, руководитель клуба "КомМуникация".