«Человек» М. Горького: книги и театральная сцена
18-10-2018
16 октября студенты Новосибирского промышленно-энергетического колледжа собрались в Новосибирской областной юношеской библиотеке, чтобы поговорить о «Человеке» Горького и самой известной пьесе писателя – «На дне». Мероприятие проходило в рамках празднования 150-летия писателя в 2018 году.
Литературная программа «Кто он сегодня – (сверх)Человек Горького?» началась с небольшой лекции о творческом пути писателя. Идея «Человека» у Горького родилась не случайно. Она являлась порождением его эпохи, заманчивой перспективой переустройства мира. Недаром философские воззрения Горького пересекаются с идеей «сверхчеловека» Ницше. И если в ранних произведениях писателя «Человек» Горького был бунтарем, босяком, вступающим в противостояние с обществом, то зрелый Горький видел пути к его формированию в культуре (как в самообразовании, так и в повышении общего уровня культуры в обществе).
В ходе мероприятия участникам предлагалось вспомнить интересные факты биографии и творчества Максима Горького, отвечая на вопросы интеллектуальной игры. Например, факт, что имя Данко не связано со словом «дающий», а позаимствовано из цыганского языка и означает всего лишь «младший сын», «цыганенок». Или тот факт, что Горький любил подписываться псевдонимами, например, Иегудиил Хламида или Метранпаж Горячкин.
Центральным событием литературной программы стало общение с гостями встречи – режиссером новосибирского театра «Понедельник выходной» Сергеем Дроздовым и актрисой Кристиной Кропанцевой, исполнительницей роли Насти в спектакле «Подонки» (по пьесе М. Горького «На дне»).
Как оказалось, большая часть участников встречи, не только читали пьесу «На дне», но и участвовали в её постановке (в любительском театре при колледже). В первую очередь, ребят интересовало, как в «Подонках» были интерпретированы образы Сатина и Луки, насколько тяжело психологически играть в таком мрачном спектакле, и что нового было внесено в постановку, если текст пьесы остается классическим.
«Название спектакля отсылает нас к одному из старых значений слова «подонки» – деклассированные слои общества, и проходит он в необычной форме иммерсивного спектакля: зрители и актеры находятся в едином пространстве, где нет традиционных рядов с креслами и так называемой «четвертой стены». И, чтобы добиться максимального погружения в мир обитателей ночлежки, спектакль проходит не в здании театра, а на территории промзоны в районе Лесоперевалки, куда зрителей от театра отвозит автобус»,- рассказал Сергей Дроздов.
Вопросы ребят и ведущих касались не только пьесы Горького. Спрашивали и о том, сильно ли отличается работа художественного руководителя от работы режиссера кино, насколько трудно развивать новый театр в насыщенном театральном пространстве Новосибирска, какие книги и фильмы близки Сергею Дроздову и отражается ли это как-то на выборе пьес для постановок театра. И, конечно, почему театр называется «Понедельник выходной».
«В 2018 году в Новосибирске сразу три театра одновременно поставили спектакли по Горькому, и не специально к его юбилею, а потому что истории, описанные Горьким, вызывают живой отклик в душе», - подчеркнул Сергей Дроздов во время выступления.
Ставить собственную постановку, не смущаясь чрезмерной популярности и существования огромного количества чужих интерпретаций пьесы «На дне» в театральной среде – выбор режиссера театра «Понедельник выходной». Ведь только в том случае, когда ты хочешь сказать то, что искренне тебя волнует, а не просто удивить зрителя чем-то необычным, получается действительно стоящий спектакль. А идеи Горького и взращивание в себе «Человека» – это те идеи, которые не могут оставить равнодушным, потому что развитие, совершенствование себя и мира никогда не заканчивается.
Костина М.С., Центр поддержки культурных инициатив молодежи