«Сказка в современном мире» - подведение итогов проектной деятельности в юношеской библиотеке
13-06-2018
8 июня в Новосибирской областной юношеской библиотеке состоялся семинар «Сказка в современном мире». Отчетное мероприятие направлено на подведение итогов проектов отдела молодежных программ «В поисках культурного кода России» и «Сказка - ключ от двери в большой мир» за последние три года.
Проекты по работе со сказкой проводятся в рамках духовно-нравственной, образовательно-воспитательной, просветительской деятельности. Например, проект «В поисках культурного кода России» направлен на привлечение внимания молодёжи к русскому сказочному фольклору, показывает его влияние на формирование духа и характера человека.
В начале семинара в качестве преамбулы, Софья Игоревна Кулакова, один из кураторов проектов, обозначила основные направления деятельности, поставленные задачи, представила гостям основной состав специалистов, работающих со сказкой: филолога Л.Г. Тагильцеву, писателя С.И. Ююкина, сказкотерапевта Л.В. Иконникову, психолога Е.А. Веретенникову, воспитателя детского сада №242 «Ёлочка» С.Л. Александрову.
Также она подробно рассказала о своей деятельности и как куратора, и как исследователя методик по работе со сказками. Например, прежде чем подключить сказкотерапию, как одно из направлений работы в рамках проектов, Софья окончила краткий курс по этой теме в Новосибирском институте клинической психологии.
«Я пользуюсь уникальной возможностью и смотрю на сказку с трёх сторон: с позиции сказки, как носителя культурного кода; как актуального литературного жанра, развивающего фантазию и воображение детей, знакомящего их с миром благодаря фольклорным сказкам, произведениям наших современных авторов-сказочников, представителей сибирской и мировой литературы; как жанра способного помочь преодолеть жизненные ситуации и преобразоваться, прожив эти жизненные ситуации в образе сказочного героя в своей клиентской сказке», - поделилась Софья Игоревна.
В рамках семинара привлеченные специалисты подробно рассказали о своей деятельности и поделились принципами обучения и воспитания детско-юношеской аудитории через сказку. Так, Людмила Георгиевна рассказала об истоках сказки как жанра, о её изначальных функциях. По мнению филолога, конечная цель при работе со сказкой – создание ситуации совместного чтения родителей и детей, когда реализуется не только воспитательная функция, но и устанавливается эмоциональный контакт.
Вслед за ней писатель-сказочник Сергей Иванович Ююкин подчеркнул необходимость с детства прививать детям интерес к чтению художественной литературы, в частности литературной сказки, а также пользу от записи и продумывания историй, художественных зарисовок.
«Я посещаю школы и рассказываю школьникам о сказках. Если после встречи два-три из них решат тоже писать, то это замечательно», - отметил Сергей Иванович во время выступления.
Сказкотерапевты Людмила Викторовна и Елена Александровна рассказали, что использовать сказку в психологической терапии можно как при работе с детьми, так и со взрослыми. Однако в первом случае необходимо и участие родителей. Основа такой терапии – совестная работа. Для диагностики могут быть задействованы не только сказки и истории, написанные детьми, но и результаты работы с метафорическими ассоциативными картами (МАК).
В свою очередь, воспитатель детского сада Светлана Леонидовна, поделилась опытом работы с детьми с задержкой речевого развития, с диагнозами дислексии и дисграфии через использование сказки. Продумывая и записывая собственные сказки, дети не только развивают письмо, устную речь и воображение, но и могут научиться самостоятельно отслеживать совершаемые ошибки, идёт процесс улучшения их навыков в развитии речи.
Помимо специалистов, задействованных в проектной деятельности библиотеки, семинар посетили студентки Новосибирского педагогического колледжа №1 им А.С. Макаренко, будущие педагоги начальных классов, готовящиеся работать с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Две из них: Валерия Морозова и Александра Алексеева подготовили небольшое выступление, посвященное личному виденью работы со сказкой.
В завершении семинара участники сошлись во мнении, что сказка не теряется своей актуальности со временем и является хорошим способом для воспитания детей, чтение сказок создает условия для общего времяпрепровождения родителей с детьми, знакомства с миром и познания духовных законов бытия.
Подводя итоги, стоит отметить, что за несколько лет работы в обоих проектах были задействованы свыше двух тысяч человек, 12 учебных заведений города (Новосибирский педагогический лицей им А.С. Пушкина, Новосибирский педагогический колледж №1 им А.С. Макаренко, СОШ №16 и др.), жители 20 районов Новосибирской области. В состав экспертного совета проекта «В поисках культурного кода России» вошли 25 высокопрофессиональных специалистов города (к.п.н. Л.И. Боровиков, председатель новосибирского отделения Союза писателей России А.Б. Шалин, председатель новосибирского отделения Союза журналистов А.Г. Челноков, поэт, член Союза писателей России Е.Ф. Мартышев, к.п.н. Л.Г. Тагильцева и др.) и 10 молодёжных фокус-групп.
Руководителями проекта установлены партнёрские отношения с 7 организациями (клуб-музей сказок и легенд «Баюшки», оздоровительно-спортивный клуб «Богатырь», АНО ИПЦ Доверие и др.), в проектной деятельности задействованы 9 специалистов (филологи, писатели, социологи, социопсихологии и т.д.).
В этом сезоне проект завершается, но не прощается! Следите за новостями сайта и группы ВКонтакте!
Елисеева Лина