27-04-2018

15 мая 2018 года Новосибирская областная юношеская библиотека проводит международный семинар «Молодые инвалиды и читатели с особыми видами потребностей: программный подход». В программе мероприятия: опыт работы библиотек с особыми группами читателей; рекомендации специалистов; выставка методических материалов. Регистрация открыта на сайте с 1 мая 2018 года. Подробности в информационном письме.

Программа семинара скачать (144 КБ).

Инклюзивная программа юношеской библиотеки

С осени 2017 года каждую субботу в Новосибирской областной юношеской библиотеке проходит тренинг-общение с психологом для детей и подростков с особенностями развития. Участники тренинга — молодые люди из семейного клуба «АутНет». Организаторами встреч выступают специалисты отдела отраслевой литературы юношеской библиотеки.

Проведение психологических тренингов стало возможным благодаря совместной работе инициативной группы родителей (Е. Якименко, Е. Иванова), заведующей кафедрой социальной психологии и виктимологии, кандидата психологических наук, доцента НГПУ М.И. Кошеновой, педагога-психолога Т.С. Емельяновой.

Тренинги посещают 6-10 человек. Занятие длится один час и включает в себя групповые беседы, обсуждение проблемных вопросов, арт-терапию. Работа проходит под строгим контролем педагога-психолога. Рисунок — обязательная часть занятия. Например, на одной из встреч ребята слушали, обсуждали притчу «Лягушка и тарантул», а после рисовали сюжет терапевтической сказки. Создание рисунков и совместное обсуждение — один из методов арт-терапии. Подробнее о расстройстве аутического спектра (РАС) читайте по ссылке.

«Занятие помогает снизить напряжение, снизить эмоциональный всплеск, снять раздражение и агрессию. Для меня, как специалиста, очень диагностично то, как они могут воспринять и нарисовать мир, какие образы используют. Это характеристика их самих и проекция внутреннего «Я». Это может быть рисунком, лепкой, постановкой сказки», - рассказала Т.С. Емельянова после тренинга.

Кроме того, в библиотеке проходят семейные поэтические встречи для людей с особенностями развития и их родственников. По словам куратора инклюзивной программы юношеской библиотеки Рамиза Усубова, ребята положительно оценивают занятия, проявляют инициативу, раскрываясь с каждой встречей. Даже самые застенчивые участники не упускают шанса выступить.

«Они хотели бы, чтобы всем было комфортно, хорошо и по-доброму. Трения могут возникать во время обсуждения, но это для них опыт, они учатся решать возникающие проблемы, находить ответы на свои вопросы. Это можно получить только в живом диалоге среди своих сверстников», - прокомментировал педагог-психолог.

Татьяна Сергеевна отметила, что важно само существование и популяризация таких мероприятий как в городе, так и области. В Москве и Санкт-Петербурге это распространенная практика. Есть процедуры и программы для маленьких детей. Однако, когда таким людям исполняется восемнадцать, они часто остаются за бортом. Есть реабилитационные центры, но в них нет групп общения, где можно было бы поговорить о наболевшем, высказать свою точку зрения. Подобные коммуникативные тренинги, к сожалению, отсутствуют.

Даже сейчас продолжают существовать социальные и культурные предрассудки в отношении людей с особыми потребностями, физическими или психологическими заболеваниями, расстройствами. Печальную картину отражает термин «эйблизм» – системная дискриминация в пользу трудоспособного населения, отсутствие компетентности в вопросах физических и психологических расстройств, заболеваний, а также предрассудки и мифы, возникающие у людей ввиду отсутствия надлежащих знаний по данной теме. Важно помнить, что неправильные или стереотипные представления об инвалидности являются вредными как для самих людей с особыми потребностями, так и для общества.

Так, в статье «Исследование эйблизма и инвалидности в арт-педагогике» Волкодав Т.В. и Васильева Т.В. отмечают: «Педагогические исследования в области инвалидности и противодействия эйблизму заключают в себе важность общечеловеческого значения. Нельзя допускать, чтобы дети и подростки в своем мировоззрении опирались на искаженные понимания о людях с физической или ментальной инвалидностью. Только компетентное понимание сути этих явлений способно сформировать правильное отношение к инвалидам. Что в свою очередь поспособствует построению инклюзивной среды».

Новосибирская областная юношеская библиотека обеспечивает доступную среду для посетителей с особыми потребностями. Для лиц с нарушениями слуха имеется сенсорный киоск в зале отраслевой литературы 1 этажа, где представлена вся необходимая информация об услугах библиотеки и её фондах. Слабовидящие и незрячие посетители могут воспользоваться фондом медиатеки, в котором представлены аудиодиски, грампластинки, аудиокниги. Здесь же слабослышащие посетители могут посмотреть видеофильмы с субтитрами. Проведен анализ доступности сайта библиотеки (www.infomania.ru). В настоящее время создана версия сайта для пользователей с частичной потерей зрения.

Учащиеся школы «Перспектива», члены семейного клуба «АутНет», Центра «Олеся», Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Виктория» являются постоянными участниками мероприятий в библиотеке. Для них проводятся экскурсии, игры, конкурсы, беседы и обзоры. В 2016 году участниками мероприятий в библиотеке стали более 230 граждан с особыми потребностями. Работа по развитию инклюзивной программы юношеской библиотеки продолжается.

Среди молодежи с особыми потребностями большое количество имеющих проблемы с нарушением письменной и устной речи (дислексики, дисграфики, а так же ребята с диагнозом ДЦП), тех, кто отсечен от общения со сверстниками, что мешает им в образовании и общении. С другой стороны, все большее количество здоровых подростков оказываются вовлеченными в активное потребление визуальной информации. Вырабатываемые ею образы, символы и модели поведения выходят за рамки литературы, влияя на повседневную жизнь многих людей в самых разных уголках планеты.

В последние годы большое внимание уделяется инклюзивному образованию, дающему равные возможности здоровым детям (подросткам) и детям (подросткам), имеющим инвалидность, в обучении и совместном проведении досуга. Такой формой стал открывшийся в Новосибирской областной юношеской библиотеке Центр графической культуры, позволяющий использовать весь спектр визуальной информации для культурно-образовательной деятельности и вовлечения в современный культурный контекст молодого поколения.

Уже имеющиеся в фонде Новосибирской областной юношеской библиотеки образцы графической литературы и иллюстративных книг позволили получить положительный опыт практического использования и увидеть их востребованность среди молодых людей с особыми потребностями.

В рамках деятельности Центра графической культуры осуществляется работа с молодыми людьми, включая людей с особыми потребностями (дислексия, дисграфия, ДЦП) через приобщение их к современной графической культуре. Так же этот проект направлен на работу с детьми мигрантов. Среди участников проекта:

  • Иванкин Вадим Викторович - преподаватель мастер-классов;
  • Ракитянская Лариса Владимировна – координатор проекта;
  • Назимко Марина Булатовна - ведущая мастер-классов по созданию комиксов.

Центр графической культуры НОЮБ открылся в сентябре 2017 года при грантовой поддержке Благотворительного фонда культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова). Центр сотрудничает с коррекционной школой №116, для учащихся которой новосибирский художник В. Чемитов поводит учебный курс по рисованию комиксов «Каким я вижу мир».

Юношеская библиотека рада сотрудничеству с волонтерами и СМИ для привлечения внимания широкого круга лиц к проблеме людей с особыми потребностями, а также развитию проекта инклюзивной программы.

Тренинг-общение с психологом проходит в юношеской библиотеке каждую субботу.

Если вы хотите узнать дополнительную информацию, обращайтесь к руководителю отдела отраслевой литературы библиотеки Быковой Юлии Владиленовне или к куратору программы по работе с инвалидами Усубову Рамизу.

Контактный телефон: (383) 218-27-34.

Елисеева Лина