2018-03-29

Сколько вы знаете театров в Новосибирске? Не каждый вспомнит хотя бы десять, и, в основном, это всем известные НОВАТ, Театр кукол, «Красный факел», Музыкальный театр, «Глобус», «Старый дом», а потом у многих начнется заминка. Конечно, есть еще театр Афанасьева и театр «На левом берегу», но продолжить этот список дальше смогут только истинные любители и знатоки театра. А вот участники интерактивно-познавательной программы «Театр – искусство отражать», которая прошла 22 марта в стенах Новосибирской областной юношеской библиотеки, сумели назвать 21 театр и театральную студию!

Но это был только первый тур игры, в которой приняли участие студенты Новосибирского педагогического колледжа №1 им. А.С. Макаренко и сборная команда молодежи из клубов библиотеки и просто заинтересовавшиеся люди.

Второй тур проходил в формате «своей игры». Ребятам предлагалось узнать, насколько хорошо они знакомы с театрами Новосибирска, их историей и спектаклями. И с этим заданием все три команды справились блестяще – из 16 вопросов ответили неверно только на один.

Третий тур стал радостью для меломанов: по небольшому музыкальному отрывку ребята должны были сказать название мелодии или хотя бы спектакля, где ее можно услышать. И команды снова отлично справились: им удалось угадать не только известные отрывки из «Щелкунчика» или арию Кармен, но и, например, музыку из симфонической сказки «Петя и волк», которую слышали почти все, но мало кто знает ее происхождение.

Тем не менее, изюминка игры была не в том, чтобы набрать больше всех баллов. После каждого тура команды получали ключи, и в конце игры нужно было подобрать подходящий ключ, чтобы открыть сундучок с сюрпризом – встречей с человеком, связанным с миром театра. Имя гостя было секретом для всех, как и его род занятий. В итоге из трех разных ключей все три команды выбрали именно те, которые подходили к замку, и узнали имя гостя. Им оказался Дмитрий Рябов, драматург, один из организаторов Товарищества сибирских драматургов «ДрамСиб».

Драматургия – скрытая от глаз большинства людей область, как театра, так и литературы. По словам Дмитрия Геннадьевича, писать пьесы лучше получается у поэтов, чем у прозаиков, поскольку поэзия приучает писать ёмко и компактно, что важно для хороших диалогов, в которых обязательно присутствует подтекст. Пьеса, в отличие от стихов и прозы, может существовать только на сцене или хотя бы в процессе громких чтений, ведь пьеса без сцены – почти как нотная партитура без музыканта.

Но самое интересное, что пьеса, поставленная в театре, никогда не будет звучать дословно. Дело не только в том, что актеры часто забывают слова, переписывают диалоги и импровизируют. Режиссер обращается с пьесой весьма вольно, в зависимости от своего замысла: он может переставить местами сцены, выкинуть часть диалогов или действий, а то и значительно переписать роль персонажа под определенного актера. Например, пьеса «Ассакамури» (название в переводе с японского означает цветущую коноплю), посвященная проблеме наркомании, имела множество вариантов постановки, и не только в разных театрах России. Даже в пределах гастролей театра Афанасьева спектакль с разным составом актеров иногда выглядел как два разных спектакля! Особенно интересно ребятам было послушать разные курьезные истории, связанные с этим спектаклем.

Дмитрий Рябов писал и сценарии для кино и телесериалов. Здесь он отметил, что в кино от первоначального сценария остается еще меньше, чем от пьесы в постановке. Для экономии средств съемки на натуре могут перенести в павильон, а хорошие шутки или сцены, раскрывающие сложный внутренний мир героев, вырезать с примечанием «дядя Вася не поймет».

Ребята задавали много вопросов, в том числе о наиболее любимых пьесах из «послужного списка» гостя. Дмитрий Геннадьевич сказал, что самые любимые выделить сложно, но из последних пьес это «Апрельский романс», опубликованный в журнале «Сибирские огни» – спектакль «Апрель» по этой пьесе идет в театре-студии «Южный полюс». И вторая пьеса – «Карма» (ее постановка была в театре-студии «MOST»). По тематике эти пьесы совершенно разные – действие «Апрельского романса» происходит во времена Великой Отечественной войны в госпитале, где лежат раненые женщины, а «Карма» – история в духе Тарантино, с криминально-мистическим сюжетом и обменом телами. О «Карме» Сергей Афанасьев в свое время сказал: «Бездна таланта потрачена черт знает на что», и после этого пьесе был присвоен подзаголовок «Пьеса, которая никогда не будет поставлена в русском театре». Но постановка, пусть и не в театре Афанасьева, все-таки состоялась!

Спрашивали и о «ДрамСибе», где периодически проходят читки пьес сибирских авторов. Дмитрий Геннадьевич пригласил всех вступать в группу товарищества сибирских драматургов и подчеркнул, что вход на эти мероприятия свободный и бесплатный. А в читках участвуют актеры новосибирских театров и, обычно, присутствует драматург – автор представляемой пьесы.

Самые активные участники игры, в том числе те, кто задавал самые интересные вопросы гостю, получили билеты на спектакли Музыкального театра.

Фотоотчет в группе библиотеки ВКонтакте.