"Быть свободным – значит бороться…"
22-12-2017
12 декабря в Новосибирской областной юношеской библиотеке прошел методический семинар для библиотекарей Новосибирской области "Ход времени: зафиксировать и осмыслить", посвященный 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына, отмечаемому в 2018 году.
Открыла встречу вступительная речь заместителя директора Новосибирской областной юношеской библиотеки Э.В. Смирновой о неоднозначности и значимости А.И. Солженицына, как личности "Человек перед лицом истории".
ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ ЧИТАТЬ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА?
Программу семинара продолжил телемост с кандидатом философских наук, магистром гендерных исследований, сотрудником сайта Gefter.ru М.Ю. Немцевым (США). Наш земляк представил опыт прочтения и осмысления проблем, которые затрагивает А.И. Солженицын, на примере романов "Архипелаг ГУЛАГ" и "В круге первом". Он отметил, что критическое, апологетическое отношение к публицистике А.И. Солженицына часто подменяет отношение к нему как к писателю. Важно разделять Солженицына-публициста и Солженицына-писателя. О последнем и был доклад.
По мнению М.Ю. Немцева, Солженицын актуален и сейчас. Литературоведы в США внимательно читают и обсуждают его работы, студенты читают переводы. А.И. Солженицын – участник современной дискуссии, в том числе дискуссии, не имеющей прямого отношения к России.
Докладчик отметил, что центральная проблема для А.И. Солженицына — проблема свободы и несвободы. Это одна из важнейших тем XX века. Писатель, исследуя несвободы, возникающие в тоталитарном обществе, описывает крайность форм подчинения человеком человека. Эта тема важна и для антиутопий XX века. Анализ способов преодоления политической несвободы делает Солженицына писателем интересным и сегодня.
Нетривиальный тезис – Солженицын показывает, что сопротивление необходимо для духовного самоосвобождения. Духовное самоосвобождение ставит человека в ситуацию, когда он должен сопротивляться. Отсидеться под невыносимым давлением можно, но лишь до поры до времени.
"Сопротивление – постоянная внутренняя тема романа "Архипелаг ГУЛАГ". А.И. Солженицын романтически описывает восстание заключенных, как стихийную самоорганизацию масс, как возвращение человеческого достоинства. "В круге первом" описывает формы мелкого повседневного сопротивления, отказ от компромиссов. Основная тема – "мог, но больше не могу". Здесь Солженицын описывает динамику духовного самосовершенствования", - прокомментировал М.Ю. Немцев.
Михаил Юрьевич выделил основные тезисы, объясняющие актуальность литературного наследия А.И. Солженицына для современного читателя:
- Писатель дает картину форм несвободы, обусловленную политическими причинами;
- Исследует возникновение таких форм, описывает принцип работы и способы их преодоления (роман "Красное колесо");
- Показывает возможность духовного самоосвобождения как форму сопротивления;
- Показывает, что в условиях политической несвободы, духовное самоосвобождение как форма сопротивления, рождает принципы "дальше так жить нельзя" и "жизнь не по лжи" (универсальные принципы самосохранения в современном мире).
"РАСКОПАТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКЕ"
Кандидат филологических наук, доцент НГПУ Л.Г. Тагильцева представила доклад "Творческая полемика А. Солженицына и В. Шаламова". Он опирался на рассказы А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" и В. Шаламова "Тишина", "Колымские рассказы". В противовес предыдущему докладчику, Людмила Георгиевна отметила, что не будет затрагивать политический дискурс, а остановится на нравственном выборе, категориях добра и зла.
Для нее и В. Шаламов, и А. Солженицын – личности, которые многое сделали для развития русской литературы XX века (по теме ГУЛАГа). Одна из тем творческой полемики между авторами – тема религии, важная тема. События в рассказе А. Солженицына укладываются один день, а у В. Шаламова в одну ночь. Главная мысль – "среда заела".
"Я никого не защищаю. Я хочу посмотреть, как каждый из авторов раскрывает эту тему и возможно, они просто дополняют друг друга", - поделилась Людмила Георгиевна.
По мнению филолога, А.И. Солженицын работает в традиции Ф.М. Достоевского ("Записки из мертвого дома"). Здесь появляется хронотоп христианских праздников. "Бережение на чужой крови" у А.И. Солженицына – это "кровь совести", глубочайшая тема Ф.М. Достоевского.
Кроме того, соотнося авторов, она отметила, что в произведениях А.И. Солженицына и В. Шаламова зоологический код присутствует, возможно, сильней, чем у Ф.М. Достоевского. Однако зоологические образы у них амбивалентны. "Один день Ивана Денисовича", по мнению докладчика, лучшее произведение А.И. Солженицына, в котором мощно продемонстрирован зоологический код. Мир рассказа, где правят волки, собаки, где есть стадо, фактически превращается в скотный двор. А на этом скотном дворе нужно оставаться человеком.
"И А.И. Солженицын, и В. Шаламов, на мой взгляд, талантливо показали одну важную вещь. Мы знаем, что есть физические законы. Мы не будем спускаться со второго этажа через окно. Мы воспользуемся лестницей. Но есть и духовные законы, и они работают точно так же. Когда же эти законы нарушаются, мы превращаемся в скотный двор", - сказала Людмила Георгиевна в конце выступления.
"ЧЕЛОВЕК СЧАСТЛИВЫЙ"
Ученый секретарь юношеской библиотеки О.В. Ковалева представила библиографический экскурс в жизнь и творчество А.И. Солженицына. В представленных источниках А.И. Солженицын характеризуется с различных сторон:
- С. Волков "История русской культуры XX века: от Л. Толстого до А. Солженицына" - анализ наследия и личности А.И. Солженицына через призму культуры;
- Б. Сарнов "Феномен Солженицына" - критика А.И. Солженицына как писателя-пророка;
- И. Чайковская "Александр Солженицын с близкого и дальнего расстояния" (журнал "Нева", 2016) - размышления над книгой Бенедикта Сарнова;
- А.В. Островский "Солженицын – прощание с мифом" - анализ жизненного путь А.И. Солженицына;
- Л. Сараскина "А. Солженицын" - интервью с А.И. Солженицыным;
- Е. Семенова "Литературные портреты" - рассказ о судьбе А.И. Солженицына, анализ дискуссий;
- Ж. и Р. Медведевы "Нобелевские лауреаты в России";
- А. Немзер "Красное колесо А. Солженицына" - опыт прочтения;
- С. Левицкий "Этика Солженицына" (журнал "Юность", 2011) – человек в творчестве А. Солженицына;
- "Переписка А. Солженицына с К. Чуковским. 1963-1969 гг." (журнал "Новый мир", 2011) - эпистолярный жанр у А.И. Солженицына.
ПРОЕКТ "О ПРОШЛОМ – ДЛЯ БУДУЩЕГО. С КОГО НАЧИНАТЬ ИЗМЕНЯТЬ МИР?"
Главный библиотекарь комплексного отдела художественной литературы Е.П. Ерастова представила участникам семинара проект "О прошлом – для будущего. С кого начинать изменять мир?". В нем отражен опыт работы комплексного отдела художественной литературы Новосибирской областной юношеской библиотеки по продвижению творческого наследия А.И. Солженицына. Публикуем ряд методических рекомендаций в помощь библиотекарю:
- Проведение игровых тематических мероприятий, посвященных художественной литературе (на примере текстов А. Солженицына);
- Демонстрация записей театральных постановок или фрагментов художественных фильмов для знакомства с режиссерской интерпретацией оригинального текста и погружения в атмосферу игрового мероприятия (на примере фрагмента постановки В. Иванова "Матренин двор");
- Проведение литературных судов по художественным произведениям (на основе текстов А. Солженицына);
- Подготовка вопросов и проведение дискуссионного клуба на базе таких мероприятий (на основе анализа текстов А. Солженицына);
- Отбор и демонстрация художественной литературы, тематически связанной с литературным наследием А. Солженицына (например, Ф.М. Достоевский "Идиот", "Бесы")
В финале семинара состоялся показ буктрейлера, созданного библиотекарем отдела художественной литературы Е.В. Шукан по произведению А.И. Солженицын "Крохотки".
Тема семинара привлекла внимание 50 специалистов – педагогов, библиотекарей города и области. К семинару специалисты отдела отраслевой литературы юношеской библиотеки подготовили выставку методических пособий "Александр Солженицын: Личность. Творчество. Время". Напомним, что и в истории нашего города осталась память об А.И. Солженицыне. 27 мая 1994 года, спустя 20 лет после изгнания, Александр Исаевич вернулся на родину. Сначала прилетел в Магадан, после из Владивостока проехал на поезде через всю страну и закончил двухмесячное путешествие в столице. Он посетил Новосибирск в конце июня. Толпа журналистов, писателей, политиков и неравнодушных горожан встретила его еще на вокзале, сходящим с поезда "Томск-Москва". Было много поклонников писателя, а кто-то видел его впервые. Официальная встреча проходила в Доме Ученых Академгородка 28 июня 1994 года. События тех дней, описанные в публикациях газеты "Молодая Сибирь", вы можете увидеть на прикрепленных фотографиях.
Елисеева Л., ОРИД НОЮБ