25-03-2017

17 марта нашей юношеской библиотеке повезло. Сошлись звезды, совпали знаки, появилось время – причем, одновременно и у автора книги, журналиста Яны Альбертовны Колесинской, и у ее героя, актера театра «Красный Факел» Владимира Евгеньевича Лемешонка – и случилась встреча. Встреча маститых и признанных с молодежью, которой интересен современный сибирский театр.

Зал был полон настолько, что пришлось доносить стулья. В разговоре активно участвовали студенты педагогического университета. Ребята из радиотехнического колледжа и колледжа питания больше слушали, но зато первыми начинали аплодировать, когда вопросы и ответы, по их мнению, были особенно интересными. И Яна Альбертовна, и Владимир Евгеньевич, были открыты, искренни, непринужденны и парадоксальны, не говоря уж о прекрасном владении словом. Для Яны Альбертовны – умении профессиональном, впрочем, как и для Владимира Евгеньевича. Дар, отчасти переданный ему по наследству (его мама Марина Рубина была театральным критиком), отчасти развитый его большой любовью к книгам.

О своей любви к чтению и книгам Владимир Евгеньевич упоминал в самых разных контекстах встречи. И когда речь шла о детстве (не менее 20 раз перечитанный им «Робинзон Крузо»), и когда речь заходила о книгах как форме эскапизма (не столько отдых, сколько бегство от мыслей и уход в другую жизнь).

Книги, по признанию известного актера, – это необходимость, без которой он своей жизни не представляет, читая всегда и, по возможности, везде, лишь бы было время (да, за кулисами тоже!). Вот только о перечитывании книг, как это было в детстве, речи больше не идет. По словам Владимира Евгеньевича, чем дальше, тем сильнее давление непрочитанного: чем больше читаешь, тем больше понимаешь, сколько еще не прочел, а потому второй раз к книге, как бы она не понравилась, он не возвращается.

И как стало понятно после окончании встречи, эти слова характеризуют не только отношения актера с книгами, но и его отношение к собственному творчеству.

– Недовольство собой, «поперпендикулярные» отношения практически со всем миром, – так сказал он, отвечая на вопрос из зала, – едва ли не самая характерная моя черта.

Это сразу же сделало понятным и выбор для книги названия «Звук натянутой струны», наполнило смыслом образ: ведь не может издавать красивый и чистый звук струна, свободно висящая. Чтобы звучать, надо быть всегда напряженным.

И еще немного цитат.

На вопрос, как удается расслабляться и набираться сил актеру: возможно помогает природа? – Владимир Евгеньевич ответил:

– Нет. Я все нахожу внутри себя.

А на следующий вопрос, уже о профессиональном самоопределении, так:

– Моя профессия – это мой способ самовыражения. Другие мне не нужны. Когда-то я писал стихи, статьи, рисовал – теперь мне все это неинтересно. Наверное… Может быть… моя профессия «выпила» меня.

По-другому, но о том же, об увлечении как жизненной потребности, говорила и Яна Альбертовна. На вопрос о передышках, которые ей нужны, она ответила:

– Какие передышки? О чем вы? Мне наоборот не хватает времени, чтобы успеть сделать все, что я хочу! Правда, в отличие от Владимира Евгеньевича, отдых на природе мне необходим. Очень люблю бывать в лесу. В любом: зимнем, осеннем, летнем – но всегда, конечно с фотоаппаратом (Яна Альбертовна еще и очень известный фотожурналист).

Надо сказать, во время встречи было интересно наблюдать за тем, насколько разными и отличными друг от друга могут быть творческие люди. Даже если они дружны, даже если один из них искренне восхищается актерским дарованием другого, а другой вполне профессионально владеет пером. Но эта разность и дает возможность разглядеть, делает выпуклыми незаметные до того черты, особенности, характерные душевные оттенки.

Итак, закончу. Книга «Звук натянутой струны» обязательно заинтересует всех, кому нужны факты и анализ актерской и режиссерской работы, их тонкости, их влияние на окончательный результат – театральный спектакль. И очень хорошо, что в ней звучат два равноправных голоса. Голос талантливого и заслуженного актера Владимира Евгеньевича Лемешонка и голос автора, журналиста и театрального критика, Яны Альбертовны Колесинской. Потому что именно она выбирает ракурсы, выстраивает композицию и дает возможность «лицом к лицу» и «вдруг» увидеть неожиданные черты в давно вроде бы известном. По признанию Яны Альбертовны, на некоторые спектакли она ходила не менее 10 раз, каждый раз находя что-то новое.

– Я писала эту книгу всю жизнь, – так ответила она на вопрос из зала. – Она собралась из того, что по каким-то причинам оказалось неопубликованным, но требовало, чтобы это узнали.

И это не может не оказаться важным и интересным.

Л.В. Ракитянская, сотрудник ООЛ

Фото в ВК https://vk.com/album-5693391_242933524