14-05-2015

15 апреля 2015 года с железнодорожного вокзала «Новосибирск-Главный» отправился в долгий путь по Новосибирской области Поезд Памяти, посвящённый 70-летию Великой Победы. Так уже в двадцатый раз началась просветительская благотворительная акция «За духовное возрождение России», организованная Правительством Новосибирской области при поддержке Западно-Сибирской железной дороги в 1995 году. Юбилейный Поезд 2015 года включал около трёхсот участников: представителей культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения и священнослужителей и состоял из 21 вагона, в числе которых были 9 вагонов диагностического поезда «Здоровье» и вагон-храм.

Программа Поезда была очень обширной: чествование ветеранов, возложение венков к памятникам Великой Отечественной войны, приём в диагностическом поезде, работа вагона-храма, концертные программы лучших коллективов Новосибирской области и множество мероприятий по патриотическому воспитанию молодёжи.

Новосибирская областная юношеская библиотека в лице ведущего библиотекаря комплексного отдела художественной литературы, кандидата филологических наук Соснина Е.В. вместе с Областной детской библиотекой им. М. Горького в лице ведущего библиотекаря Сурковой Н.С. представила программу для библиотекарей и юных читателей области «ПАМЯТЬ В СЕРДЦЕ ЖИВА», включавшую семинар-практикум «Интерактивное погружение как фактор успеха при работе с текстом по патриотическому воспитанию» (Соснин Е.В.) и методическую консультацию «Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения: практические советы молодого библиотекаря» (Суркова Н.С.), а также литературно-стратегическую игру «Дорога жизни» (Соснин Е.В.) и познавательный урок «Собаки на фронте» (Суркова Н.С.). Программа была направлена на помощь библиотекарям в работе с детьми и юношеством и формирование у молодого поколения верных духовно-нравственных установок, а также воспитание патриотизма. Сотрудники библиотек посетили Тогучин, Чулым, Каргат и Барабинск, где выступали сами и слушали выступления сотрудников библиотек области на тему «Формирование патриотического сознания детей и молодежи через активные формы работы библиотеки».

Сложность семинара-практикума заключалась в том, что тема Великой Отечественной войны достаточно полно отражена в огромном количестве мероприятий, разработанных и реализованных в нашей стране за долгие годы. Результаты этих мероприятий мы увидели во всех библиотеках, где проходил семинар: Тогучинской межпоселенческой центральной библиотеке (директор Дядюра Светлана Валентиновна), Чулымской межпоселенческой библиотеке (директор Ульяшина Галина Николаевна), Межпоселенческой библиотеке Каргатского района (директор Мужикова Валентина Васильевна) и Барабинской ЦБС (директор Гербер Татьяна Анатольевна). Это и выставки военной литературы, оформленные профессиональными художниками и юными читателями, и экспозиции вещей и даже оружия военного времени, и отчёты о проделанной работе с видеороликами, посвящёнными землякам-ветеранам, и материалы краеведческих отделов. Поэтому в нашем выступлении мы сделали упор на три принципиально важных момента.

Учитывая тему семинара («Интерактивное погружение как фактор успеха при работе с текстом по патриотическому воспитанию»), мы начали с проектной деятельности в целом, позволяющей тщательно подойти к отбору тем и литературы. Чёткая последовательность и целостность мероприятий в рамках проекта определяет выбор необходимых книг соответствующей тематики с точки зрения качества текста и содержания. В нашем случае это были знаменитые советские произведения, рассказывающие о ключевых сражениях Великой Отечественной войны: обороне Бреста (Смирнов С.С. «Брестская крепость», Васильев Б.Л. «В списках не значился»), битве за Москву (Лебедев-Кумач В.И., Александров А.В. «Священная война», Луговской В.А., Прокофьев С.С. «Вставайте, люди русские!» из антологии военной поэзии "Ты припомни, Россия, как все это было!.."), Сталинградскому сражению (Бондарев Ю.В. «Горячий снег», Некрасов В.П. «В окопах Сталинграда»), блокаде Ленинграда (Сапаров А. «Дорога жизни»). Выбранные битвы и написанные о них книги освещают разные стороны войны и вклад самых разных сил государства во всеобщую победу: здесь не только «окопная правда» солдата (Васильев Б.Л. «В списках не значился», Некрасов В.П. «В окопах Сталинграда»), но и роль политической и профессиональной подготовки военных (Смирнов С.С. «Брестская крепость»), роль руководства страны и деятелей искусства, обратившихся к культурному наследию Родины (Лебедев-Кумач В.И., Александров А.В. «Священная война», Луговской В.А., Прокофьев С.С. «Вставайте, люди русские!» из антологии военной поэзии "Ты припомни, Россия, как все это было!..."), высочайший уровень научной и технической мысли советского народа (Сапаров А. «Дорога жизни») и, что самое главное, глубокое взаимопонимание бойцов и командиров в самые тяжёлые моменты боёв, отеческое отношение генералов к солдатам (Бондарев Ю.В. «Горячий снег»). Все эти акценты выявляются уже на первом этапе работы с текстами в процессе подготовки мероприятий и должны быть осмыслены самими библиотекарями. Данный тезис вызвал неподдельный интерес в аудитории, породив оживлённую дискуссию на тему объективности художественной литературы в освещении событий далёкого прошлого.

Далее было отмечено, что специфика проекта «Мы из будущего» – именно интерактивное погружение в тему войны, и это обусловлено не только популярностью такого подхода в современной практике массовых мероприятий. Дело в том, что современная молодёжь воспринимает Великую Отечественную войну так, как наше поколение воспринимало события 1812 года: другое время, другая страна и почти нет живых свидетелей. И нынешним школьникам и даже студентам уже не знакомо то щемящее чувство, с которым мы смотрели советские фильмы и слушали рассказы фронтовиков. Современные ребята играют в компьютерные игры, а не в солдатиков, и многие из них ни разу не брали в руки шлем танкиста или гильзу от ППШ. Поэтому проект и получил своё название, взятое из одноимённого современного фильма, снятого в жанре столь любимой сейчас фантастики. Эффект погружения создавался не только с помощью игровых моментов (как, например, в литературно-стратегических играх), но и благодаря обширным видеофрагментам из масштабных фильмов-эпопей режиссёра Ю.Н. Озерова. Обилие общих планов и развёрнутые закадровые комментарии вместе с грамотной работой оператора сделали эти фильмы незаменимыми в работе над мероприятиями о войне.

Принципиально важным для нас было то, что предлагаемые книги и фильмы находятся в широком доступе и могут свободно использоваться даже библиотеками с ограниченными техническими возможностями. Отбор книг проводился нами как раз с учётом укомплектованности сельских и районных библиотек. Так, например, двенадцатитомник «Венок славы», где опубликована основная масса художественной и публицистической литературы о войне, стоял в первом ряду на полках всех библиотек, в которых проводился семинар.

Участники семинара активно включились в работу, задавали вопросы, высказывались по проблемным моментам. Особенно важным для нас был вопрос о новизне предлагаемого материала и актуальности представленных интерактивных методик. Отзывы и замечания после беседы были самыми доброжелательными и положительными.

Во второй половине дня мы встречались со школьниками за круглым столом, который на время превращался в выставку-инсталляцию «Ветра над Ладогой». Макет Ладожского озера дополнялся бумажными моделями грузовиков, отмечавших ледовую трассу. При обсуждении технической стороны изготовления макета была отмечена его простота, а в Барабинской ЦБС сотрудники вспомнили местного читателя-мастера, который делал модели из металлических деталей и крепёжного материала, так что идея не только понравилась, но и получила дальнейшее развитие.

Литературно-стратегическая игра прошла успешно. Поскольку она проводилась без предварительной подготовки, мы применили приём комментированного чтения отрывков из документальной повести А. Сапарова «Дорога жизни». Как и следовало ожидать, о блокаде Ленинграда ребята знали в основном печальные факты: голод, смерть, бомбёжки, дневник Тани Савичевой, а о Дороге жизни знали лишь то, что там совершалось много подвигов. Но все участники игры быстро сориентировались в незнакомом тексте и, когда мы организовали воображаемый «совет Ленинградского фронта», успешно справились со всеми поставленными перед ними задачами. Некоторые, наиболее активные ученики предлагали свои решения возникавших проблем, дополняя основной текст. В результате все основные пункты строительства Дороги жизни были озвучены, мы поговорили о роли библиотек в годы Великой Отечественной войны и о преимуществе настоящих книг.

Наше путешествие завершилось в Барабинске. Несмотря на выходной день, на семинаре присутствовало много специалистов, в том числе и из Куйбышева, а ребята, принимавшие участие в игре, долго не расходились, задавали вопросы и говорили сами уже после того, как воображаемый «совет» завершился.

В целом, работа Поезда оказалась плодотворной и интересной. Обмен опытом и взгляд на свою работу со стороны оказался полезен не только библиотекам области, но и нам, тем более что участие в этой благотворительной акции стало важным этапом в осуществлении проекта «Мы из будущего: 70-летию Победы посвящаем».