07-05-2015

Цель подобного сборника, как сообщается в редакторском предисловии, уйти от восприятия войны и Победы как области, где царят одни лишь «большие слова», подвиги и ура-патриотизм, перевести внимание к простому быту, маленьким и хрупким чувствам, точке зрения обыкновенного ребенка, о которой мы знаем не так уж много.

Сама история этого издания неординарна. Вот как рассказывает о нем главный редактор АиФ Николай Зятьков: «Мы смогли найти 35 дневников, причем половина из них оригинальные, до этого нигде не издавались. Мы искали, мы кинули клич в наши региональные редакции, поиск шел, что называется, от дома к дому, люди передавали информацию знакомым, родным, и так, по крупицам, все это собрали».

Получив в распоряжение такое издание накануне юбилея Победы, сотрудники комплексного отдела художественной литературы успели подготовить презентацию сборника, и пригласить своих друзей, учеников двух городских школ: МБОУ СОШ № 99 (3 класс под руководством Нелли Анатольевны Тимофеевой) и МБОУ СОШ № 12 (4 класс под руководством Юлии Борисовны Шаболиной).

Вместе с ребятами мы зачитывали страницы дневников и находили в них немало удивительного. Сперва поражает сплетение повседневности, обычных житейских обстоятельств с военными, невыносимыми и нечеловеческими условиями. Вот 14-летняя девочка собирается с друзьями на взморье в жаркий летний день и краем уха ухватывает бормотание радио: «Гитлер... Германия напала... без предупреждения». Взволнованная бабушка произносит дрожащим голосом: «Галюша, война!». «Купаться в этот день мы не поехали» – подытоживает девочка свою дневниковую запись. Так ребята начинают видеть, что война – это не фронтовой грохот, пафосные кинокадры и подвиги под торжественную музыку, но прежде всего остального – повседневность, захваченная вдруг чем-то чужим и страшным. Меняются все мелочи жизни – еда, одежда, сон, облик города, перемещение по улицам, школа, развлечения. Именно в этих крошечных страшных смещениях – настоящее лицо войны. Дети чувствительнее кого бы то ни было воспринимают это.

Интересно было обнаружить, что почти в каждом из дневников дети упоминают о книгах: чтение Лондона, Тургенева, Дюма, детских энциклопедий, и постоянный, вечный недостаток в новых текстах, закрытые школы. Особенно впечатлили наших гостей строчки дневника Тамары Лазерсон, где она, жительница литовского гетто, нетривиально размышляет о смертоносном невежестве и тяге к знаниям: «Человек-машина недолго тянет. Его здоровье пожирает фабрика - мрачная убийца. Она вбирает в себя здорового, мускулистого юношу с красивыми мечтами и ясным умом. А выбрасывает почерневших, преждевременно постаревших, никуда не пригодных людей-инвалидов. Да, жизнь так мрачна. Необразованный человек ничего лучшего не видел: он не знает, что такое знание, его дни пробегают впустую... [...] Но я, я на это не согласна, я хочу учиться, я хочу столь недосягаемого. Я хочу быть образованным человеком и просвещать мир». Так и выходит, что углубляясь в строки Лондона или Толстого, дети войны уже одним этим противостояли тому мраку невежества и скудоумия, воплощение которого и есть любой фашизм и тоталитаризм.

Наконец, невозможно обойти вниманием боль и страх, переполняющий детские дневники. Повторяющиеся и однообразные описания скудных приемов пищи, которые вскоре начинают перемежаться с таким же будничным перечислением смертей близких людей. Среди этой безысходности, как на страничках известного дневника Тани Савичевой, мы попытались отыскать то, что придавало сил, позволяло сохранить надежды и жизнь внутри. Вот 14-летняя Лера Игоршева пишет, что вдруг будто заново «влюбилась в свою Маму» за тяжелые блокадные дни – «она представилась мне совсем в другом свете, чем-то вроде идеала – она и красива, и женственна, и так работоспособна». А вот Лена Мухина почти в те же дни пишет о своих любовных переживаниях, которым находится место и в годы войны: «Ты первая моя любовь, ты тот мальчишка, который первый, сам того не зная, зажег у меня что-то в душе, и это что-то будет гореть во мне, пока я жива».

Подводя итоги, мы вместе с ребятами задумались о смысле понятия «Победа». Что для нас это слово значит сегодня – парад военной техники и слава оружия? или уничтожение врага и утверждение своих порядков? или важнее юные лица, люди, выжившие или изо всех сил жившие тогда? Очень важно избавить празднование Победы от рефлекторного и пустого пафоса, от горделивого бряцанья оружием, наполняя радость этого дня осмысленностью, работой мысли и воспоминаниями о тех молодых людях, которые были такими же, как мы – живыми и способными на мечтания. Подвели итог мероприятию невероятно мудрые слова 16-летней ленинградки Тани Вассоевич, написанные непосредственно 9 мая 1945 года: «Мне хотелось встретить его как-нибудь серьезно, чтобы я в это время где-нибудь по-настоящему работала. У меня не было радостного веселья, у меня была какая-то строгая радость. Я танцевала и пела, но мне (пожалуй) больше хотелось сказать людям что-нибудь такое, чтобы они стали бы сразу смелыми, честными, добросовестными и трудолюбивыми». Что ж, здесь нам остается лишь учиться. Учиться встречать этот великий день без легкомысленности и беспредметной радости, а с серьезностью и сосредоточением.

В фильме Марлена Хуциева «Мне 20 лет», отрывком из которого закрывалось наше мероприятие, сын произносит призраку своего погибшего отца такие слова:

- Я хотел бы идти вместе с тобой!
- Не надо, - отвечал отец.
- А что надо?
- Жить.

Презентация книги в нашей библиотеке продолжается... Завтра, 8 мая в 14.30 с «Детской книгой войны» познакомиться третий класс МБОУ СОШ № 12.

Выражаем благодарность PR-менеджеру новосибирского отделения газеты «Аргументы и факты» Наталье Чуриной. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.