Триумвират творцов, толкователей и хранителей искусства
18-10-2014
Встреча искусствоведов, молодых художников и библиотекарей, которая прошла 12 сентября в Новосибирской областной юношеской библиотеке в рамках крупнейшего областного проекта 2014 года – Второй межрегиональной выставки «Красный проспект» – была многочисленной, шумной, слегка хаотичной и… успешной. Решая главную и основную задачу встречи лицом к лицу уже состоявшихся художников и искусствоведов Сибирского региона с творческой молодежью, она преподнесла как множество приятных сюрпризов, так и множество самых разных проблем.
Скажу честно, что заявленная изначально тема связи и взаимодействия разных художественных поколений хотя и неоднократно поднималась, но так и не была приведена ни к точной формулировке проблемы, ни к более или менее приемлемому решению, пусть даже так или иначе говорили о ней практически все выступающие. Все они, как один, известные, состоявшиеся и профессиональные: это и приехавший из Омска Владимир Федорович Чирков, кандидат философских наук, искусствовед; и Лариса Григорьевна Данилова, заместитель директора Художественного музея города Новокузнецка; и Светлана Павловна Голикова, заместитель директора по научной работе Новосибирского художественного музея, а также искусствоведы из Улан-Удэ, Горно-Алтайска, Томска, Красноярска; не говоря уже о художниках, имя каждого из которых в представлении не нуждается: Михаил Сергеевич Омбыш-Кузнецов, Виктор Семенович Бухаров, Сергей Сергеевич Мосиенко и многие другие.
К приятным сюрпризам встречи нужно отнести большое количество участников (в зале на 100 человек не хватало мест, чтобы вместить всех желающих, многие из которых сожалели о том, что слишком поздно о ней узнали). Значительную часть аудитории составили студенты художественного училища и архитектурной академии, а значит, серьезные профессиональные разговоры об искусстве на самом деле необходимы творческой молодежи.
Еще одной приятной неожиданностью стало количество книг, подаренных нашей библиотеке участниками искусствоведческой конференции. Причем новых, редких и очень дорогих книг по искусству Сибирского региона: фонд библиотеки пополнился на несколько десятков новых изданий на сумму не менее двадцати-тридцати тысяч рублей. Купить такие книги в принципе невозможно – изданные в самых разных городах Сибири небольшими тиражами, они уже с момента издания представляют библиографическую ценность.
К примеру, книга «Сибирская неоархаика», знакомящая с модным сегодня направлением в сибирском искусстве, большой альбом работ из коллекции Новосибирского художественного музея, большая книга графики Анатолия Никольского, буклет «CHRONOTOP», содержащий работы участников международного художественного проекта, а также каталог собрания работ Томского художественного музея, альбом работ художников Нарымского края, несколько прекрасно изданных монографий сибирских современных художников и многое, многое другое…
Но особенно хочется отметить два дара: словарь-указатель изобразительного искусства Сибири XVII-XXI века (автор-составитель В.Ф. Чирков) и альбом «Союз художников России: Новосибирск», содержащий помимо информации обо всех художниках, когда-либо состоящих в Союзе, еще их работы.
Для того, чтобы понять ценность данных подарков для библиотеки, нужно в первую очередь оценить широту охвата каждого из изданий. Информация обо ВСЕХ участниках процесса сибирского искусства, собранная в одном месте, при этом достоверная и точная, которой до появления этих изданий не существовало. А вот теперь, собранная в этих очень больших книгах (в одной 3 478 страниц, в другой 670, при этом вес последней – 4,5 килограмма) – она есть. Именно в нашей Новосибирской областной юношеской библиотеке теперь всегда можно попросить и получить эти ОЧЕНЬ тяжелые книги на руки и сразу увидеть, что сибирское искусство, какие бы тяжелые времена оно не переживало раньше и сейчас, существует, развивается и, вдобавок, оно очень интересно и многогранно!
Заканчиваю. Вот так, впервые в истории Новосибирска (а может и не только Новосибирска, но и всей новейшей России) прошла попытка свести вместе молодых и… умудренных творцов, молодых и уже не очень толкователей искусства, а также хранителей книжных ценностей. Получилось неожиданно. Значит, интересно. Значит, есть смысл продолжать.