Нескучная классика, день второй: творческие встречи
18-04-2014
Арт-фестиваль «Нескучная классика», кроме выступлений и конкурсов, предлагает участникам возможность побывать на различных мастер-классах и творческих встречах. Второй день фестиваля, 2 апреля, был полностью посвящен таким встречам. Кстати, на них присутствовали не только конкурсанты фестиваля, но и ребята, которым просто интересен тот или иной вид творчества.
Первой прошла встреча с молодой фотохудожницей Полиной Гнездиловой, лауреатом нынешнего фестиваля «Нескучная классика» в номинации «Художественное фото». Полина несколько лет занимается фотографией, и она не случайно назвала встречу «Моя Русь»: каждая серия ее фотографий связана с русскими сказками, творчеством русских писателей, либо с волнующими фотохудожницу эпизодами российской истории. Но народные сказки все-таки главенствуют: не случайно любимые художники Полины – М. Врубель, В. Васнецов и И. Билибин, в творчестве которых сказка предстает истинной жемчужиной русской культуры.
Полина много рассказывала о технической стороне дела: раскадровке перед началом фотосъемки, правильном построении кадра, обработке фотографий (для сказочного жанра она дает большие преимущества). Но не менее важна и творческая команда: модели должны быть единомышленниками с фотографом, а не просто обладать подходящими внешними данными. На вопрос о костюмах Полина ответила, что часть костюмов приходится заказывать через Интернет, а отдельные элементы они делают сами вместе с творческой командой. Например, малахитовые украшения Хозяйки медной горы сделаны из полимерной глины. Но и без умения шить, конечно, не обойтись.
Сейчас Полина – студентка Новосибирского юридического института, филиала ТГУ, и не планирует зарабатывать на жизнь фотографией, это, скорее, занятие для души, некая «игра в театр». Тем не менее, у Полины есть свой блог и несколько публикаций в столичных журналах, посвященных косплею.
Ребята (школьники и студенты речного училища) задавали много вопросов, и в целом встреча прошла интересно и познавательно – всегда приятно смотреть на чудесные фотографии, но не каждый раз выпадает шанс узнать немного о секретах их появления!
Час спустя начался мастер-класс «Создаем фильм», который проводили педагоги известной в Новосибирске студии мультипликации «Старая мельница». Здесь собрались ребята – юные художники, и на вопрос: «Какие мультфильмы вы любите?» они называли в основном отечественные мультики: «Простоквашино», про богатырей, даже «Ежик в тумане».
Педагоги – Любовь Павловна Лазарева и Валентина Владимировна Мещенко рассказали ребятам про этапы создания мультфильмов – от сценария и похожей на комикс раскадровки до озвучивания и монтажа. В большом мультфильме все эти этапы выполняют разные люди, которыми руководит режиссер, а в студии «Старая мельница» ребята делают все самостоятельно, за исключением монтажа.
Сама техника создания мультфильма тоже бывает разная, самые известные виды – мультфильмы рисованные, кукольные и сделанные с помощью перекладки. Последний вид педагоги наглядно показали: котик из пластилина на картонной основе, у которого голова, лапы и хвост прикреплены отдельно от туловища и могут легко двигаться. Но есть и такие оригинальные техники, как, например, использование сыпучих материалов: круп, песка, чая, и ребята из «Старой мельницы» используют их на практике.
Перед тем, как отправиться в студию и попробовать самим сделать мультфильм, ребята посмотрели два мультфильма студии «Старая мельница». Первый – «У лукоморья дуб зеленый», где в роли персонажей выступали ножницы, скрепки, карандаши и другие канцелярские принадлежности, и второй – о мальчике, который считал овец, чтобы уснуть, и что из этого вышло.
Третья встреча этого дня была с Владимиром Лемешонком, заслуженным артистом России, актером театра «Красный факел». И, поскольку встреча проходила в стенах библиотеки, речь сразу зашла о книгах. Наш гость признался, что любит фантастику – С. Лема, братьев Стругацких, но повлияли на него все-таки классики – Л. Толстой, Ф. Достоевский, а также Э. Гофман с его мистикой.
Аудитория состояла в основном из молодых ребят, у которых к артисту было множество самых разных вопросов. И на первый из них: «Куда идет театр?» ответ был такой: «Нам не дано это понять, но если артист перестает это понимать, плохо от этого будет артисту, но не театру». Своей любимой ролью Владимир Евгеньевич назвал Сальери из спектакля «Амадеус» (которого сейчас, к сожалению, нет в репертуаре театра). И близки ему в этом герое скорее вопросы, которые он себе задает, а не ответы, к которым он приходит: хочется проникнуть в существо искусства глубже, но кажется, что не хватает инструментов, мастерства, и это мучительно.
Вдогонку к вопросу о зависти, о зависти к современной молодежи, у которой больше свободы мысли, если сравнивать с СССР, встала молодая девушка с длинной и страстной речью, которую можно свести к вопросу: чему вы завидуете, если в наше время почти отсутствуют моральные нормы и ценности, и молодое поколение все сильнее деградирует? Может быть, какие-никакие рамки, которые ставило государство, были бы сейчас на пользу? Владимир Евгеньевич, улыбаясь, ответил, что молодое поколение обвиняли в безнравственности и тысячу, и две тысячи лет назад, а человек может обрести полный объем личности только сам, осознанно сделав выбор из всех имеющихся возможностей.
Было и несколько ответов на вопросы, не касающиеся театра: радость обычно бывает без причины, а мечты не сбываются, иначе они перестают быть мечтой – сбываются только цели или планы. «Взрослеть больно – что нужно делать, чтобы это не было так больно?» – нужно терпеть и не поддаваться боли, это помогает нам стать мужественнее.
А вот ответ на вопрос «Как вы боретесь с волнением на сцене?», думается, многих удивил, ведь казалось бы, разве может сильно волноваться человек, который чуть ли не каждый день выходит на сцену? Но нет – волнение для артиста незаменимо, это материал, из которого изготавливается все хорошее, что происходит на сцене. Его нужно обуздать как коня. Более того, волнение – это индикатор состояния артиста: если ты не волнуешься и совершенно спокоен, скорее всего, сыграешь плохо.
Руководитель детского театра из области попросила посоветовать хороший спектакль, который можно было бы посетить с ребятами. Владимир Евгеньевич сказал, что при возможности лучше заранее посмотреть пару спектаклей самому, но отметил новую постановку театра «Красный факел» - «Отцы и сыновья», современную интерпретацию романа И. Тургенева. А в конце встречи артист прочел наизусть стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» – просто, но проникновенно.
Конечно, обо всем в небольшой статье не расскажешь – день был действительно богат на впечатления! Но здесь стоит упомянуть еще один вопрос к Владимиру Лемешонку: «Что бы вы сказали на месте педагога детскому коллективу, которому не удалось победить на фестивале «Нескучная классика»?». Ответ был такой: «Участие важнее победы, поскольку победа – лишь яркий эпизод, а участие – это процесс, и он бесконечен».