28-03-2014

14 марта в отделе художественной литературы НОЮБ снова собрались ученики 6 класса школы №99, чтобы продолжить обсуждение мифологических персонажей разных народов. В прошлый раз под руководством Евгения Викторовича Соснина ребята рассказали и узнали немало нового о греческих мифах. Теперь пришло время для скандинавских.

Оказалось, что ребята, как всегда, знают много имён и событий из скандинавской мифологии, но, как и в случае с греками, не всегда могут объединить знания в стройную систему.

Так, например, они слышали и читали про Хеймдалля, но не могли вспомнить, какой важный атрибут был у него в легендах. Конечно же, это был рог по имени Гьяллархорн, в который Хеймдалль трубит перед концом света. Вот с этого волшебного рога началось долгое путешествие в Исландию и её удивительную историю. Оказалось, что культура Исландии и её язык мало изменились за тысячу лет, с тех пор как предки современных норвежцев и ирландцев заселили этот далёкий остров. И что интересно, если в русском языке за это же время накопилось много заимствований, связанных с культурным обменом между народами, то исландцы ухитрились подобрать для новых реалий названия из списка своих же мифологических имён. Так, уже упомянутый рог Гьяллархорн («звонкий рог» в переводе с исландского) приспособился под название рупора, что вполне логично.

Из разговора о Хеймдалле выяснилось, что его слух был спрятан в потаённом месте у корней мирового древа Иггдрасиль, т.е. он был глухим. Ребята вспомнили, что некоторые скандинавские боги тоже имели свои недостатки: Один был одноглазым, а Тюр, бог войны, – одноруким. Особенно интересным оказалась история Одина, поскольку он отдал свой глаз в обмен на мудрость. Те из присутствующих, кто носил очки, сразу сообразили, что в этом мифе также есть рациональное зерно, поскольку постоянное чтение книг, особенно если читать при плохом свете и лёжа, часто приводит к ухудшению зрения.

Ну и конечно же, говоря об Одине, участники заседания не могли не вспомнить о дереве Иггдрасиль. Общими усилиями с помощью книг и других источников вспомнили, что у этого дерева девять корней, которые ведут в девять миров: небесный Асгард, где живут боги, подземная страна Хель – скандинавский ад, мир эльфов, расположенный между небом и землёй, и другие. А потом Евгений Викторович задал провокационный вопрос: если Асгард и мир Эльфов расположены на небе, то как туда могут вести корни Иггдрасиля? Ребята задумались. Но потом быстро догадались, что, скорее всего, все эти миры располагались на земле, просто в разных местах. И оказались правы. В действительности девять миров представляли собой обустроенные поселения посреди бесконечного леса, символом которого и был ясень Иггдрасиль. Само слово «гард» в названиях «Асгард» и «Мидгард» в древнеисландском языке означало «хутор», а «хейм» в словах «Альфхейм», «Йотунхейм» – «дом».

Самое интересное, что роль ведущего сводилась в основном к тому, что он дополнял и обобщал догадки самих ребят.

В конце беседы шестиклассники забросали его вопросами и предложениями, так что выбрать определённую тему оказалось весьма затруднительно. Договорились, что каждый возьмёт свой любимый мифологический сюжет из какого-нибудь мультфильма или книги, а потом все вместе попытаются определить, какой миф и какой смысл стоят за этим сюжетом.

Так что до встречи!

Соснин Евгений Викторович,
кандидат филологических наук,
ведущий библиотекарь отдела художественной литературы.