25-02-2014

12 января в НОЮБ прошла встреча из цикла "Литературные байки", которую для учащихся шестого класса школы №99 провёл Евгений Викторович Соснин, ведущий библиотекарь отдела художественной литературы. Темой обсуждения стали древнегреческие легенды и мифы.

Но рассказ об этом стоит начать с небольшой предыстории: на прошлой встрече цикла – "Ясон против зомби" - речь шла о различных мифических существах, которые встречаются в книгах, кино и играх: драконах, вампирах, древних богах, зомби и так далее. И, конечно, уложить всё, о чём хотелось поговорить, в хронометраж одного мероприятия, не удалось. Школьники продолжали засыпать Евгения Викторовича вопросами, и больше всего их интересовали персонажи мифов Древней Греции. Так, спонтанно появилась идея провести ещё одну встречу, полностью посвященную этой теме.

Главной книгой на это время для шестиклассников стали "Легенды и мифы Древней Греции" Н.А. Куна. Ребята взялись прочитать её и самостоятельно подготовить вопросы для обсуждения. И вот долгожданная встреча состоялась. В первую очередь, вспомнили пса Кербера, о котором речь шла ещё в прошлый раз. Почему у него три головы? Откуда вообще взялось это число – три – и почему оно так часто встречается в легендах и сказках? Евгений Викторович объяснил, что тройка – это числовой символ гармоничности, целостности и трёхмерности мира, который подсознательно понимали наши предки. Сами ребята добавили ещё одно логичное обоснование: Кербер был стражем, а стражу удобнее следить за происходящим вокруг не одной, а сразу тремя головами.

Затем речь пошла о Танталовых муках. По легенде, Тантал был наказан тем, что страдал от голода и жажды. Пища и вода, находившиеся рядом, исчезали, стоило протянуть к ним руку. Здесь объяснение было простым: известно, что при истощении и обезвоживании человек начинает видеть галлюцинации. Так, например, умирающему от жажды в пустыне видятся моря и оазисы. Возможно, это явление и легло в основу греческого мифа. Таким образом подтверждается мысль о том, что всё, что наши предки отражали в древних сказаниях, так или иначе имело под собой реальное основание.

Успели обсудить ещё множество тем: почему в легендах чаще всего фигурирует яблоко, а не какой-нибудь другой фрукт, как связаны между собой жемчужины и зёрна, и какую символику они имеют, что такое пятая стихия и кто такой Харон и многое другое. В процессе разговора ребята не только слушали объяснения Е.В. Соснина, но и сами выдвигали гипотезы, стараясь связать мифологию с уже известными им предметами и явлениями, и чаще всего их предположения оказывались верными. Ребята на собственном опыте убедились, что чтение и последующие размышления над прочитанным помогают объединить разрозненные знания в единую систему, а связь иногда обнаруживается между самыми неожиданными вещами. Поэтому каждая самостоятельно найденная правильная догадка становилась их маленькой победой.

В конце беседы речь зашла о скандинавских мифах, и выяснилось, что эта тема тоже очень интересует наших гостей. А это значит, что нас ждёт ещё одна увлекательная встреча и поиск ответов на новые вопросы.

Ольга Рахвалова,
библиотекарь отдела молодёжных программ