Дискуссия “Объективность исторического знания?!”
07-02-2014
30 января в Новосибирской областной юношеской библиотеке прошла первая встреча дискуссионно-исторического клуба. В качестве вопроса для обсуждения была выбрана следующая тема: объективность исторического знания.
Участники дискуссии обсуждали, можно ли считать историческое знание объективным или оно сугубо субъективно? Что вообще такое "история" и "историческое знание"?
Является ли история наукой с точки зрения применения на практике? Какова ситуация со знанием истории в стране сейчас, и как зависит методика преподавания истории от политической ситуации в государстве? Какие меры нужно принимать, чтобы привить детям любовь к родной истории, независимо от оценок произошедших событий? И можно ли вообще создать общество и государство, в котором люди гордились бы своей страной и историей, объективно относясь к своему прошлом, не скрывая и не искажая фактов?
Дискуссия проходила оживленно, и, к чести ее участников, стоит сказать, что никто никого не перебивал, все выслушивали друг друга и конструктивно отвечали на вопросы, не реагируя на критику остро.
Мероприятие интересно тем, что все присутствовавшие на нем 11 человек – совершенно разные по возрасту и образованию люди. Среди них были филологи, историки, инженеры, специалисты по сервису и туризму, как уже работающие, так и студенты и даже школьники. Всех их объединила любовь к истории.
Особо хочется отметить то, что, несмотря на некоторые опасения, среди участников не оказалось ни одного приверженца каких-либо бездоказательных теорий альтернативной истории.
Дискуссия длилась три часа, и за это время мы сумели прийти к следующим выводам. История – это развитие цивилизаций и общества, процесс постоянного усложнения. Субъект истории – это народ, именно он творит процесс истории. Знание – достоверное представление о чем-либо, поэтому историческое знание априори объективно – это просто факты. Но интерпретация фактов практически всегда субъективна.
Для хорошего знания родной истории нам необходимо изменить систему ценностей так, чтобы любознательность и стремление к познанию (не только истории, но и любого другого предмета) вошли в эту систему и воспитывались в детях с малых лет. А во избежание расцвета всевозможных альтернативных теорий, требуется воспитать в людях уважение к источнику, чтобы в любом сомнительном случае мы могли привести необходимое доказательство и аргументированно обосновать свой довод.
Василина Владимирцева