11-01-2014

Развенчание мифа или поиск истины

Поколение Y (возраст от 14 до 27) и поколение Z (самым старшим представителям которого сегодня не больше 10-11) принято называть родившимися с мышкой в руках. А еще инфоманами, то есть самыми информационно продвинутыми пользователями в истории человечества. Этот миф постоянно муссируется и в общественном сознании и поднимается в СМИ, вызывая, чем дальше, тем больше аналогий с анекдотом о еврейской правде. По-крайней мере, у тех, кто может реально оценить поколение Y. Напомню.

- Это правда, что Рабинович выиграл в лотерею миллион долларов?
- Конечно, правда! Только не в лотерею, а в бридж. И не миллион, а один рубль. И не выиграл, а проиграл...

На самом деле именно так – очень неумело и намного, намного хуже, чем у предыдущих поколений, обстоят дела с освоением новой информации у поколения Y. Но сколько бы мы, библиотекари, а также преподаватели, ученые и понимающие родители, не говорили об этом, толку особого пока не видно.

Однако, как известно, то, что не доходит через голову, хорошо доходит через ноги. И истинность этой пословицы еще раз доказало проведение шести игр-квестов со студентами новосибирских колледжей по поиску информации в книгах и Интернете. Сражение команд на поле фактов и информации происходило в Новосибирской областной юношеской библиотеке. А в качестве оружия при поиске ответов каждая из команд имела либо книги, либо Интернет.

В ситуации соревнования молодые люди буквально с полунамека библиотекаря учились проверять достоверность информации, переформулировать запросы и пользоваться алфавитными сносками в справочниках. Да-да, до проведения квеста многие юноши и девушки даже не догадывались о систематической и алфавитной упаковке знаний, давно существующих в мире! Если не считать положительным результатом то, что самые худшие предположения взрослых наблюдателей о безграмотности молодежи при использовании информации были превзойдены многократно, все остались чрезвычайно довольны.

Первые такие сражения прошли в апреле, в рамках арт-фестиваля «Нескучная классика». А в ноябре по просьбе аэрокосмического колледжа, которому очень понравилась и идея, и проведенная в апреле игра, а еще больше то, насколько быстро студенты после участия в ней начали понимать своё неумение работать с информацией, в нашей Областной юношеской библиотеке были проведены еще 3 подобные игры. А теперь об итогах.

Как выяснилось опытным путем, меньше всего ответов в Интернете на вопросы, касающиеся жизни местного сообщества. Трудно или вообще нельзя найти ответы на вопросы о числе и именах известных новосибирских художников, увидеть в интернете их картины (то же самое относится к новосибирским поэтам, писателям, музыкантам, спортсменам). А вот в библиотечном архиве такая информация есть.

Еще одной возможностью «подловить» молодежь является поиск заведомо ложных сведений или интернет-уток. В нашем случае были использованы различные вопросы. Один из них: «Назовите реальные случаи омоложения и имена этих людей?». Юные участники квеста с превеликим удовольствием ловились на библиотечную наживку, называя эти имена (миллионы ссылок на Сей Сенагон и Розу Фарон сомнений в истинности у них не вызывали) и сильно огорчались, когда в процессе подведения итогов мы объяснили, как можно было понять, что это ложь и каким образом надо было проводить проверку. Кстати, по отзывам участников, именно этот момент оказался наиболее интересным для всех участников игры. При поиске в книгах найти ответ на этот вопрос было невозможно, и молодые люди, которые ответ на этот вопрос искали в книгах, сильно переживали, считая, что в сети-то ответы нашли точно. Когда выяснялось, что отсутствие ответа - это плюс, а не минус, участники без долгих внушений и объяснений начинали понимать ценность проверенной и точной информации.

Закон об авторском праве позволил показать возможности бумажных носителей и сразиться на равных с Интернетом. Часть книг, прежде всего, только что изданных, практически невозможно быстро (и бесплатно) найти в Интернете, но те же самые тексты в печатном варианте бесплатно предоставляются библиотекой для всех желающих.

Помимо удовольствия, которые получили все участники, игра дала им возможность убедиться в ограниченности информации в виртуальном пространстве и явной ценности традиционной упаковки знаний, используемой в библиотеках и книгах.

Ребята смогли не только понять собственные промахи при поиске информации, но еще и быстро научились проверять достоверность найденных интернет-фактов.

Лариса Ракитянская,
специалист библиотеки.