06-09-2013

Молодёжный ретро-автопробег в Новосибирске

Флаг наш Российский, овеянный славой, самый простой
Три цвета в себе сочетал на века:
Цвет снега отчизны, и битвы кровавой,
И неба, несущего вдаль облака.

22 августа - празднование Дня Государственного флага России. В этот день на площади Ленина состоялся митинг, оттуда же был дан старт ретро-автопробегу, участники которого поставили перед собой цель – побывать на митинге в г. Бердске, а также, посетив четыре летних лагеря, представить ребятам ретротехнику и провести с ними праздничную развлекательно-образовательную программу. Составлением программы занимались военно-патриотическая организация "Гвардия Сибири", новосибирский Дом Молодежи и Новосибирская областная юношеская библиотека. Мы подготовили видеолекторий и викторину, связанные с историей российского флага, показывающие, как взлеты и провалы в истории страны отражались на государственном символе.

За день было посещено четыре детских лагеря ("Пионер", "Дзержинец", "им. Адмирала Нахимова" и "Тимуровец"), продемонстрирована ретро-техника, проведены показательные выступления, видеолекторий и в трех из них - викторина из десяти вопросов, в игровой форме, отражающая уровень знаний истории страны и государственной символики. Результат положительный – около 70% правильных ответов (с учетом дополнительных вопросов на эрудицию, не освещенных в видеолектории). Ребята почти безошибочно отвечали на базовые вопросы, связанные со становлением символов (15 из 17 отрядов верно ответили, что бело-сине-красный флаг изначально утвержден в качестве флага торгового флота), хорошо усвоена ими полученная информация (16 правильных ответов на вопрос об учредителе черно-бело-желтого флага), продемонстрирован неплохой уровень эрудиции (8 из 17 правильных ответов на вопрос о том, чьим именем назван Андреевский флаг).

На следующий день, 23 августа - 70-летие знаменательной победы советских войск в битве на Курской дуге - состоялся автопробег, также организованный силами Новосибирского Дома Молодежи, НОЮБ и военно-патриотической организации "Сибирская гвардия".

В течение дня было посещено 2 детских лагеря ("Балуш" и "Чкаловец"). Здесь ребят познакомили с ретро-техникой, они с удовольствием посмотрели выступление гостей. А в летнем лагере "Балуш, кроме того, были продемонстрированы видеоматериалы, рассказывающие о ходе сражения на Курской дуге, и для проверки и закрепления знаний о военной истории проведена викторина в игровой форме.

Попробую сделать несколько общих выводов. Одно из главных заключений и парадоксов ясно выявляется, стоит всего лишь взглянуть на пару вопросов, - самый простой и самый сложный.

Ни одного неправильного ответа не было дано на вопрос о советских главнокомандующих, осуществлявших координацию действий фронтов (Г. Жуков и А. Василевский).

Но всего один верный ответ дан на фотовопрос, в котором из четырех изображений необходимо было указать на фотографию Жукова.

Таким образом, из школьного курса, масс-медиа и произведений искусства детям накрепко вбивается имя Маршала Победы, его высокая должность и роль в военных успехах, но по каким-то причинам отсутствует визуальное представление о войне, исторических реалиях и деятелях. Так, на вопрос о том, какой именно флаг был поднят над рейхстагом в 1945 году, половина отвечает – «красно-бело-синий», несмотря на знаменитую фотографию. В вопросе же о названии немецкой операции наступления многие спешат неверно ответить - "Барбаросса" (самая известная немецкая операция, план вторжения в СССР), а выделяя основные причины срыва наступления под Курском, большинство отмечает партизанскую активность.

Итак, понимание военной истории происходит преимущественно в самых общих и популярных образах - блицкриг, "Барбаросса", партизаны, Прохоровка, Жуков. И уже при малейшем отклонении или углублении вызывает растерянность, трудности с логическим мышлением и даже усвоением только что изложенной информации.

В то же время, отметим, что все практически безошибочно упомянули среди остальных причин срыва немецкого наступления упреждающий артиллерийский удар, нанесенный за полчаса до атаки. Факт, который в ходе выступления был проиллюстрирован небольшим отрывком из фильма Фридриха Эрмлера "Великий перелом". Это еще раз подчеркивает важность визуальности, особенно в вопросе исторической памяти. Качественной, нерастиражированной визуальности, в которой всегда ощущается острая нехватка.

Максим Селезнёв,
библитекарь НОЮБ