05-03-2013

Вторник, 26 февраля, в нашей Областной юношеской библиотеке был целиком и полностью посвящен профориентации: критериям выбора будущей профессии и профпригодности к ней.

Для начала выпускники 4-х новосибирских школ были информированы о самых востребованных на рынке труда профессиях. Они узнали, каких именно специалистов, получивших высшее образование, сегодня стабильно не хватает. Это – айтишники, строители, инженеры и логисты. Затем ребята смогли сравнить зарплаты в разных сферах трудоустройства, а также познакомиться с рейтингом специалистов, в которых будет нуждаться Россия следующие 10-15 лет. Это те же – айтишники, строители, инженеры и логисты.

По прогнозам экспертов рабочей группы «Стратегия-2012», востребованными останутся военные и госслужащие, хотя представители власти и говорят о сокращении этой категории специалистов. Надо сказать, последний тренд весьма убедительно подтверждается огромным конкурсом в прошлом году в Сибирской академии государственной службы (57 человек на место). Раньше такой конкурс был только в театральных вузах.

Для тех школьников, которые не планируют для себя высшего образования, а предпочтут ссузы (училища, техникумы, колледжи) или немедленное трудоустройство, жизненные перспективы, пожалуй, еще более радужны. Мало того, что зарплата розовых и синих воротничков практически не отличается от зарплаты менеджеров среднего звена, имеющих высшее образование, так еще и возможности трудоустройства намного больше!

Надо сказать, что школьники и даже их преподаватели определенно были шокированы информацией о том, что (по прогнозам специалистов) в следующие десятилетия больше всего будут востребованы синие и розовые воротнички, то есть низко и высококвалифицированные рабочие и служащие сферы услуг. Причем, с зарплатами не меньшими, а зачастую большими, чем у специалистов с высшим образованием (к примеру, экономистов, юристов и врачей).

Интересная деталь: в процессе знакомства с проблемами и возможностями современного трудоустройства задавались вопросы ребятам из разных школьных групп. Так вот, по сравнению с учащимися из школы № 99 Центрального района города Новосибирска, ребята из школы № 121 Новосибирского сельского района продемонстрировали почти 100% точность ответов на них. Показав большее знание жизни, они называли вещи своими именами. Один из вопросов касался знаменитого исследования, проведенного среди 4-летних детей, - «зефирного теста». Суть исследования: малышам, получившим по штучке зефира, было предложено потерпеть 3 минуты и получить за это вторую. Спустя годы, психологи увидели, что дети, способные отсрочить удовольствие, в дальнейшем не только лучше учатся, но и больше преуспевают в жизни.

Если лишь одна девушка из городской школы № 99 дала верный ответ, то школьники из Новосибирского сельского района, едва ли не все, ответили правильно, продемонстрировав не только находчивость, но и наличие того самого эмоционального интеллекта, без которого, как выяснили ученые, добиться серьезных успехов в жизни невозможно.

Выводы ученых, сделанные на основании проведенных ими в течение нескольких десятилетий лонгитюдных исследований, убеждают нас в том, что интеллектуальные способности не более чем на 20% определяют жизненные достижения человека. 80% успеха зависит от других факторов. И главный из них – это как раз тот самый эмоциональный интеллект или по-другому - человеческий характер.

Именно поэтому специалисты юношеской библиотеки, знакомя подростков с профориентационными ресурсами, использовали игровые формы.

В зале отраслевой литературы Олеся Петровна Литашина вместе со школьниками создавала образы их будущего. Игра называлась «Мечтать не вредно!». Надо сказать, старшеклассники не обманули ожиданий библиотекарей. Они все, как один, видели себя в будущем исключительно в крутых навороченных тачках, модных «прикидах», и как правило, в окружении большой семьи. Совпадение с результатами российских исследований, посвященных молодежной теме, полное. Современные молодые люди, как можно было увидеть во время игры, на самом деле выше всего ставят успех и семейные ценности.

Психологический тренинг «Образ профессии», который провела с частью школьников психолог библиотеки Алла Борисовна Кузнецова, помог молодым людям разносторонне и точнее оценить свою будущую профпригодность. Они смогли не просто объективно оценить свои способности, но и осознать внутреннее желание существовать именно в таком ритме занятости, общения и интеллектуальных нагрузок, которые будет требовать будущая специальность.

Вот так в течение 4 часов в нашей библиотеке ребята смогли получить серьёзную информацию по профориентации, представить собственное будущее и оценить библиотечные ресурсы. А это художественная и научно-популярная литература по самым разным отраслям знаний, фильмы, электронные ресурсы и электронные адреса сайтов.

И в заключение хочется обратить внимание на следующее интересное высказывание: «Библиотека – это очень опасное место! Здесь можно узнать о чем угодно и потому стать кем угодно». Оно принадлежит Крису Гарднеру, в прошлом безработному и бездомному, а ныне американскому миллионеру.

Хочется верить, что школьники, пришедшие в День профориентации в Новосибирскую областную юношескую библиотеку, сумели оценить библиотечные ресурсы с этой стороны.

Л.В. Ракитянская,
ведущий библиотекарь НОЮБ