08-02-2013

4 февраля в Новосибирской областной юношеской библиотеке прошёл семинар "Чтение и информационная культура подростков и молодёжи". Более ста специалистов библиотек собрались, чтобы обсудить наиболее актуальные вопросы молодёжного чтения.

Открыла семинар Элеонора Владимировна Смирнова, заместитель директора НОЮБ. В своём выступлении она говорила о том, что сегодня характер чтения подростков изменился. Во-первых, , юные читатели редко интересуются даже захватывающими, приключенческими романами прошлых эпох. Подростков интересуют в основном книги современной тематики. Во-вторых, реальность такова, что интеграция в общество и в культуру сегодня происходит не через книги, а через другие источники - кино, телевидение, интернет. И не секрет, что ряд профессий не требует начитанности и широкого кругозора.

Но радует то, что молодое поколение не забывает о чтении. Кто он, современный молодой читатель?

Главный библиотекарь НОЮБ Галина Владимировна Покусаева представила результаты межрегионального библиотечного исследования, которое так и называлось "Портрет молодого читателя". Было выяснено, что чтение занимает четвёртое место в структуре досуга молодёжи (после общения с друзьями, компьютера и прослушивания музыки), а книги обычно выбирают по совету друзей или по рецензии в интернете. Среди любимых писателей первые три места занимают русские классики – А.С.Пушкин, М.А. Булгаков и Л.Н.Толстой. Всё не так плохо, как нас иногда пугают, однако библиотекарям есть над чем работать. В качестве методов продвижения чтения Галина Владимировна назвала изучение психологии юношества и развитие умения находить общий язык и выстраивать равноправный диалог. Кроме того, в популяризации чтения было предложено опираться на семью и продвигать информационно-библиотечное обслуживание в электронной среде.

Именно в этой, новой электронной среде и живёт современное поколение подростков - поколение Z, как его называют. Типичные черты этого поколения: гиперактивность, погружённость в виртуальную реальность, "клиповое" мышление. Возникает вопрос: "Как библиотекарям выстраивать работу с такой молодёжью?" Проект "Зачем я есть на свете? или Актуальное чтение для поколения Z", о котором рассказала библиотекарь НОЮБ Анна Александровна Дегтярёва, направлен на поиск новых форм взаимодействия. В его рамках создан специальный портал, где специалисты библиотек могли бы делиться методической информацией и рекомендовать литературу, которую было бы интересно читать подросткам.

Ещё об одном электронном ресурсе, который может быть полезен для библиотекарей, рассказала Ольга Юрьевна Рахвалова, библиотекарь НОЮБ. Это социальная сеть "ВКонтакте". Её можно использовать в библиотечной деятельности сразу в нескольких целях:

  1. для освещения своей деятельности и рекламы услуг и мероприятий и для привлечения внимания потенциальных читателей;
  2. для получения обратной связи с читателями и своевременных ответов на их вопросы;
  3. для налаживания информационного сотрудничества и партнёрских отношений;
  4. для профессионального общения библиотекарей и обмена опытом.

Ольга Юрьевна осветила опыт Новосибирской областной юношеской библиотеки по работе с этой сетью.

Библиотекарь НОЮБ Мария Станиславовна Костина представила доклад "Традиции и инновации в работе с текстом",осветив новые интересные формы работы, такие как рассказ с сопутствующей презентацией, интеллектуальная игра, буктрейлер и аудиозаписи стихов с наложенной музыкой. Все формы уже успешно опробованы в Новосибирской областной юношеской библиотеке. Кроме того, Мария Станиславовна рассказала о литературном клубе "Первоснежник", который ведет свою деятельность в НОЮБ и о том, какие формы работы используются там.

Но одно дело - привлечь к чтению, а другое, и не менее важное, - научить подрастающее поколение искать информацию и ориентироваться в библиографических каталогах. О том, как решить эту задачу, говорила Злата Сергеевна Власова, библиотекарь ЦБС Калининского района, библиотеки им. А.Волкова. По мнению Златы Сергеевны, здесь есть четыре слагаемых успеха:

  1. Тема. Что мы хотим донести до аудитории? Чему хотим научить?
  2. Возрастная категория. Кто наша аудитория? Дети? Подростки? Юношество?
  3. Направление деятельности. Как мы будем осуществлять деятельность? С чего начнём и чем закончим?
  4. Метод взаимодействия. Какие формы и методы работы выбрать: игра, лекция или что-то другое?

В середине дня состоялась видеоконференция с Валентиной Александровной Бородиной, доктором педагогических наук, профессором кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Валентина Александровна рассказала о технологии созидающего чтения и её использовании в библиотеке. Главная задача этой технологии - способствовать развитию гармоничной личности посредством глубокого погружения в текст и его анализа на различных уровнях.

Главный библиотекарь ЦБС им. Белинского Галина Ивановна Дмитриева представила проект "Библиотека + школа = знания", который реализуется в её библиотеке. В его рамках ведётся сотрудничество со многими учебными заведениями. Особого интереса заслуживает работа ЦБС им. Белинского по двум направлениям - историческому и литературному.

Светлана Евгеньевна Арбеньева, библиотекарь ЦБС Дзержинского района г. Новосибирска, библиотеки им. Н.В. Гоголя рассказала о привлечении молодёжи в библиотеку через творчество. Это направление работы реализуется в библиотеке им. Н.В. Гоголя уже давно и уже наработан большой опыт, которым и поделилась Светлана Евгеньевна.

Директор АНО Центр развития личности "Мир на ладони", ведущий методист МКУК ЦБС Железнодорожного района филиала "Городской Центр истории Новосибирской книги" Ирина Валерьевна Костюркина представила доклад о работе по продвижению чтения и организации конкурсов для юных читателей. В Центре проводятся различные литературные викторины, и соревнования по художественному чтению, конкурсы буктрейлеров. Кроме этого, особенного упоминания заслуживают экспозиции о писателях XX века и художниках-графиках, подготовленные Центром.

Марина Олеговна Вдовик, редактор блога "В поисках музы" говорила о том, как приобщать к чтению с помощью интернета. В её блоге для этой цели используется концепция поэтапного усложнения материала. Ведь не секрет, что люди предпочитают простые вещи сложным. И если начинать с простого, то вероятность привлечь аудиторию больше. А затем следует постепенно усложнять и дополнять предлагаемый материал и привлекать читателей к обсуждению прочитанного, к сотворчеству. Эта стратегия оказывается эффективной не только для привлечения, но и для развития аудитории.

Последним пунктом семинара стал методический практикум "Классика для детей в чтении подростков (филологический подход)" от Людмилы Георгиевны Тагильцевой, к.ф.н., доцента кафедры теории мировой литературы и методики преподавания литературы НГПУ. Она в первую очередь отметила психологический аспект - несовпадение взглядов и ожиданий ребёнка и взрослого от детской литературы. Это несовпадение возникает из-за разной направленности во времени: ребёнок смотрит вперёд, в будущее, его волнуют проблемы взросления. А писатель-взрослый с ностальгией смотрит в прошлое, в детство, когда пишет книги для юных читателей. И получается, что в книгах для детей совсем не то, что они хотят видеть. Для подростка важна психотерапевтическая роль литературы, ему важно, чтобы он мог читать о себе и о своих проблемах.

Все участники очень положительно отозвались о прошедшем семинаре, заметив, что все обсуждаемые на нём вопросы были актуальными. Особенно радует то, что семинар не только поднял эти вопросы, но и предложил пути их решения.