Всероссийский фестиваль поэзии «Русский Беркут» в НОЮБ
14-04-2012
В этом году старейшему журналу Сибири – «Сибирские огни» - исполнилось 90 лет, и в связи с этим в нашем городе прошел Всероссийский фестиваль поэзии «Русский Беркут», посвященный выдающемуся поэту Павлу Васильеву, и на который были приглашены авторы из разных городов России (преимущественно Сибири). Одно из мероприятий этого фестиваля прошло 23 марта в нашей библиотеке и стало по-настоящему интересным событием и для участников, и для слушателей, среди которых были в основном студенты.
Фестиваль открылся видеороликом с коротким рассказом о Павле Васильеве, где также прозвучало его стихотворением «Прощание с друзьями». А что может рассказать о поэте лучше, чем его стихи? Только поэт, читающий свои стихи «вживую». И первой выступила Наталья Ахпашева, поэт и литературовед из Абакана:
Опять проклятья княжеских крамол
В родимых душах неустанно тлеют.
Колеблется отеческий престол,
Но розно стяги над полками реют…
Это – часть стихотворения из цикла «Трудные повести», который, по мнению поэтессы, во многом пересекается с сегодняшними реалиями. На этот цикл ее вдохновило знаменитое «Слово о полку Игореве. Кроме того, Наталья Ахпашева занималась переводами хакасской поэзии, и в ее стихах, даже лирических, прослеживаются ноты языческих хакасских верований:
Когда-то повелитель Неба
Нас вместе вылепил из глины.
Никто из нас несчастным не был:
Мы были существом единым…
Борис Бурмистров, кемеровский поэт, говорил о тревоге за судьбы Росси и ее молодых поэтов, о том, что не стоит путать свободу со вседозволенностью, о сострадании к ближнему:
…Мы разучились плакать,
А надо бы уметь
Среди житейских тягот
Страдать, любить, жалеть.
Вообще, стихи Бориса Бурмистрова, прозвучавшие на вечере, – это стихи отзывчивого человека, который обращает наше внимание и на замерзающую девочку с плаката, и на прекрасные мгновения в ожидании девушки, и на судьбу бомжа, о котором)– отдельное стихотворение:
…Со своим одиночеством спорит,
И подолгу глядит в небеса,
И кому-то незримому вторит,
И слезятся по-детски глаза.
Кстати, именем Павла Васильева назван не только фестиваль «Русский Беркут», но и городской литературный конкурс, итоги которого были подведены 19 марта. О конкурсе рассказал Виль Хрипунов, один из его организаторов, руководитель Литературной мастерской, а следом выступила Ирина Рагозина, лауреат литературного конкурса имени Павла Васильева в номинации «Поэзия». Ирина прочитала три стихотворения из цикла «Стихи на заданную тему», показав, что эти стихи заслуживают внимания и высокой оценки не только в рамках сетевого конкурса.
Я тебя не отдам. Не сулите ни денег, ни титулов.
Ни друзьям, ни врагам, ни семье, ни посланцу небес.
Вдохновенье мое, самый властный и жадный из идолов,
Мы с тобой на борту, наш Титаник отправился в рейс…
Также со своими стихами выступили молодые поэты Новосибирска, победители межвузовского поэтического фестиваля «Сверхновое чудо»: Тимофей Лапшин, Александра Крикун и Диана Рассказова.
Всевышний зажег лампадки, |
Нет животных прекрасней рыб, |
Сердце отдам сегодня в любые руки – |
Фестиваль не ограничился только чтением стихов: после выступления Дианы Рассказовой начинающие поэты и поэты-гости вновь поднялись на сцену, чтобы задать друг другу вопросы, составить так называемый диалог поколений. И если первые обсуждения затрагивали больше вопросы, важные для самих поэтов – взаимопонимание поколений, размеры и формы современной поэзии – то затем началась дискуссия, вовлекшая и слушателей, которые тоже решили высказаться.
Интересную тему поднял ведущий Михаил Костин: в чем причина того, что современную поэзию сейчас мало читают и мало в ней разбираются, по сравнению с тем же временем поэтов-шестидесятников? Борис Бурмистров сказал, что и среди шестидесятников были поэты «тихой лирики», которые не собирали стадионы, но со временем стали не менее читаемы и любимы, например, Рубцов, и в случае с современной поэзией время тоже расставит все по своим местам. Наталья Ахпашева обратила внимание на то, что время сейчас другое – во-первых, поэтов просто стало очень много, ведь каждый может без помех выразить себя в интернете, а во-вторых, – нет иерархии, как это было в советское время: победы в региональных конкурсах и публикации в толстых журналах уже не играют такой значимой роли. Особое мнение выразила Диана Рассказова: «В поэзии исчезают четкие рамки, ритмы, поэзия просачивается сквозь музыку, становясь ближе к людям, и многие на самом деле соприкасаются с поэзией, называя ее другими словами».
Но от вопроса «диалога поколений» уйти не удалось, он снова прозвучал из зала: часто ли у вас происходил подобный диалог, удобна ли та форма, в которой он проходит сегодня? И Борис Бурмистров, и Тимофей Лапшин отметили, что общение поэтов разных поколений происходит довольно часто, обогащая участников с обеих сторон, и какого-то непонимания, разрыва поколений в целом нет. Диана Рассказова добавила, что такое общение очень нужно младшему поколению: молодых поэтов это заставляет работать и читать, а слушателей – думать. Саша Крикун рассказала о своем опыте: «Я живу в общежитии, и когда после 10 часов вечера на меня находит жажда чтения стихов – громко, с выражением, приходит вахтер, стучится и спрашивает: «Здравствуй, Саша. Что у нас тут опять за поэтические вечера?». Обычно она остается порассуждать со мной, правда, говорит, что поздно – это плохо, но вот так и проходит моя встреча поколений». Тут же задал вопрос из зала Виль Хрипунов: не противопоставляем ли мы людей друг другу, когда мы начинаем разделять их на поколения? Но Борис Бурмистров ответил, что никакого разделения не происходит, ведь судят по творческому уровню, а не по возрасту, вспомнить тех же Есенина или Павла Васильева, которые до 30 лет «всё уже сделали».
А в заключение взял слово молодой человек из торгово-экономического колледжа: «Мне было очень приятно, хочу поблагодарить вас за то, что читали нам стихи. Я на таких мероприятиях никогда не был, сегодня первый раз. От торгово-экономического колледжа вам спасибо!»